Новости

Воскресное богослужение

Опубликовано: 09.12.2019

8 декабря, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, совпавшую в этом году с отданием праздника Введения во храм Божией Матери, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

.

.

 

Блаженный Максим, Христа ради юродивый

Опубликовано: 25.11.2019

24 ноября, в воскресный день, Недели 23-й по Пятидесятнице, совпавший в этом году с памятью блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Бла­жен­ный Мак­сим, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, жил в Москве. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но. Свя­той Мак­сим из­брал один из са­мых труд­ных и тер­ни­стых пу­тей ко спа­се­нию, доб­ро­воль­но, Хри­ста ра­ди при­няв на се­бя ли­чи­ну юро­ди­во­го. Ле­том и зи­мой Мак­сим хо­дил по­чти на­гим, пе­ре­но­ся с мо­лит­вой и зной, и хо­лод. «Хоть лю­та зи­ма, но сла­док рай», – го­во­рил он, по­учая всех тер­пе­нию и пе­ре­не­се­нию жи­тей­ских невзгод.

Русь очень лю­би­ла сво­их юро­ди­вых, це­ни­ла их глу­бо­чай­шее сми­ре­ние, вни­ма­ла их муд­ро­сти, вы­ска­зан­ной до­ход­чи­во и об­раз­но на­род­ным язы­ком по­сло­виц. И слу­ша­ли юро­ди­вых все: от ве­ли­ких кня­зей до по­следне­го бед­ня­ка.

Бла­жен­ный Мак­сим жил в тя­же­лые для рус­ско­го на­ро­да вре­ме­на. Та­тар­ские на­бе­ги, за­су­ха, эпи­де­мии раз­оря­ли и гу­би­ли лю­дей. Свя­той го­во­рил обез­до­лен­ным: «Не все по шер­сти, ино и на­про­тив... за де­ло по­бьют, по­ви­нись да по­ни­же по­кло­нись; не плачь би­тый, плачь неби­тый; от­тер­пим­ся, и мы лю­ди бу­дем; ис­под­воль и сы­рые дро­ва за­го­ра­ют­ся; за тер­пе­ние даст Бог спа­се­ние». Но не толь­ко сло­ва уте­ше­ния го­во­рил свя­той. Его гнев­ных об­ли­че­ний стра­ши­лись силь­ные ми­ра се­го: куп­цы и мос­ков­ская знать. Бла­жен­ный Мак­сим го­во­рил им, знат­ным да бо­га­тым: «Бож­ни­ца до­маш­ня, а со­весть про­даж­на; всяк кре­стит­ся, да не всяк мо­лит­ся; Бог вся­кую неправ­ду сы­щет. Ни Он те­бя, ни ты Его не об­ма­нешь». Об­ли­че­ния юро­ди­во­го не оста­ва­лись бес­плод­ны­ми, мно­гие из моск­ви­чей об­ра­ща­ли свои серд­ца к Бо­гу.

Скон­чал­ся бла­жен­ный Мак­сим 11 но­яб­ря 1434 го­да и был по­гре­бен у церк­ви свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. Гос­по­ду бы­ло угод­но про­сла­вить чу­де­са­ми Сво­е­го угод­ни­ка: у гро­ба свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. 13 ав­гу­ста 1547 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи бла­жен­но­го Мак­си­ма и то­гда же ему бы­ло уста­нов­ле­но ему празд­но­ва­ние.

В Окруж­ной гра­мо­те мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Ма­ка­рия ска­за­но: «Пе­ти и празд­но­ва­ти на Москве, ав­гу­ста в 13-й день, но­во­му чу­до­твор­цу Мак­си­му, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­му». 

Материал с сайта https://azbyka.ru/days/sv-maksim-moskovskij

В Зачатьевском монастыре прошел обучающий семинар по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства

Опубликовано: 22.11.2019

22 ноября 2019 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре по благословению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Каширского Феогноста прошел однодневный обучающий семинар для ставропигиальных обителей по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства.

 

 

 

Подробнее...

Память преподобного Варлаама Хутынского

Опубликовано: 20.11.2019

19 ноября, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. 

Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Ху­тын­ский жил в XII ве­ке, был сы­ном знат­но­го нов­го­род­ца и свои дет­ские го­ды про­вел в Нов­го­ро­де. В юно­ше­ском воз­расте, уда­лив­шись в под­го­род­ний Ли­си­чий мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам при­нял по­стриг. За­тем он по­се­лил­ся на уеди­нен­ном хол­ме над Вол­хо­вом, в уро­чи­ще, на­зы­вав­шем­ся Ху­тынь, в 10 вер­стах от Нов­го­ро­да. В уеди­не­нии пре­по­доб­ный Вар­ла­ам про­во­дил су­ро­вую жизнь, со­вер­шая непре­стан­ные мо­лит­вы и со­блю­дая очень стро­гий пост. Он рев­ност­но под­ви­зал­ся в тру­дах – сам ру­бил лес, пи­лил дро­ва, па­хал зем­лю, ис­пол­няя сло­ва Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «Аще кто не хо­щет де­ла­ти, ни­же да яст» (2Сол.3,10). К нему со­бра­лись неко­то­рые из жи­те­лей Нов­го­ро­да, же­лав­шие раз­де­лить с пре­по­доб­ным тру­ды и по­дви­ги. По­учая при­хо­див­ших, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам го­во­рил: «Ча­да, блю­ди­тесь от вся­кой неправ­ды, не за­ви­дуй­те, не кле­ве­щи­те. Воз­дер­жи­вай­тесь от гне­ва, не от­да­вай­те де­нег в рост. Бе­ре­ги­тесь су­дить непра­во. Не кля­ни­тесь лжи­во, дав­ши клят­ву, ис­пол­няй­те ее. Не пре­да­вай­тесь те­лес­ным стра­стям. Будь­те все­гда крот­ки и ко всем от­но­си­тесь с лю­бо­вью. Сия доб­ро­де­тель – на­ча­ло и ко­рень вся­ко­го добра».

Вско­ре бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и ос­но­ван мо­на­стырь. Гос­подь нис­по­слал пре­по­доб­но­му для слу­же­ния ближ­ним дар чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. Ко­гда дни его при­бли­жа­лись к кон­цу, по Бо­жию из­во­ле­нию при­был из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­щен­но­и­нок Ан­то­ний – сверст­ник и друг пре­по­доб­но­го. Бла­жен­ный, об­ра­ща­ясь к нему, ска­зал: «Воз­люб­лен­ный брат мой! Бо­жие бла­го­во­ле­ние по­чи­ва­ет над сею оби­те­лью. Ныне я пе­ре­даю в твои ру­ки сей мо­на­стырь. Блю­ди его и за­боть­ся о нем. Я уже от­хо­жу к Ца­рю Небес­но­му. Но не сму­щай­ся этим: те­лом я по­ки­даю вас, ду­хом же все­гда бу­ду с ва­ми». Пре­по­дав на­став­ле­ние сво­ей бра­тии, за­по­ве­дав хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру и по­сто­ян­но пре­бы­вать в сми­ре­нии, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 6 но­яб­ря 1192 го­да.

Материал с сайта https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-hutynskij

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Преп. Илариона Великого

Опубликовано: 04.11.2019

3 ноября, в Воскресный день 20-й недели по Пятидесятнице, совпавший в этом году с памятью преп. Илариона Великого, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Пре­по­доб­ный Ила­ри­он Ве­ли­кий ро­дил­ся в 291 го­ду в па­ле­стин­ском се­ле­нии Та­ва­фа. Его по­сла­ли для изу­че­ния на­ук в Алек­сан­дрию, где он по­зна­ко­мил­ся с хри­сти­а­на­ми и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Услы­шав об Ан­гель­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го (па­мять 17 ян­ва­ря), Ила­ри­он от­пра­вил­ся к нему, чтобы на­учить­ся уго­ждать Бо­гу. Вско­ре Ила­ри­он воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну. Ро­ди­те­ли его уже умер­ли. Раз­дав иму­ще­ство род­ствен­ни­кам и ни­щим, Ила­ри­он по­се­лил­ся в пу­стыне око­ло го­ро­да Ма­и­ума. Пре­по­доб­ный уси­лен­но бо­рол­ся с нечи­сты­ми по­мыс­ла­ми, сму­щав­ши­ми ум и рас­па­ляв­ши­ми плоть, по­беж­дая их тя­же­лым тру­дом, по­стом и при­леж­ной мо­лит­вой. Дья­вол устра­шал свя­то­го при­зра­ка­ми и при­ви­де­ни­я­ми. Во вре­мя мо­лит­вы свя­той Ила­ри­он слы­шал плач де­тей, ры­да­ние жен­щин, рев львов и дру­гих зве­рей. Пре­по­доб­ный по­ни­мал, что эти ужа­сы на­во­дят бе­сы, чтобы про­гнать его из пу­сты­ни, по­это­му пе­ре­си­ли­вал страх с по­мо­щью усерд­ной мо­лит­вы.

Од­на­жды на пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на на­па­ли раз­бой­ни­ки, и он си­лой сво­е­го сло­ва убе­дил их оста­вить пре­ступ­ную жизнь. Ско­ро о свя­том по­движ­ни­ке узна­ла вся Па­ле­сти­на. Гос­подь да­ро­вал пре­по­доб­но­му Ила­ри­о­ну власть из­го­нять нечи­стых ду­хов. Этим бла­го­дат­ным да­ром он осво­бо­дил от уз мно­го недуж­ных. Боль­ные при­хо­ди­ли для ис­це­ле­ния, и пре­по­доб­ный вра­че­вал бо­лез­ни бес­плат­но, го­во­ря, что бла­го­дать Бо­жия не про­да­ет­ся. Через обо­ня­ние свя­той узна­вал, ка­кой стра­стью одер­жим тот или иной че­ло­век. При­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му Ила­ри­о­ну и же­ла­ю­щие спа­сать свою ду­шу под его ру­ко­вод­ством. С бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­но­го по всей Па­ле­стине на­ча­ли воз­ни­кать мо­на­сты­ри. Пе­ре­хо­дя из од­ной оби­те­ли в дру­гую, он утвер­ждал в них стро­гий по­движ­ни­че­ский об­раз жиз­ни. За семь лет до кон­чи­ны († 371–372) пре­по­доб­ный Ила­ри­он по­се­лил­ся на Ки­п­ре, где под­ви­зал­ся в пу­стын­ном ме­сте, по­ка Гос­подь не при­звал его к Се­бе.

Материал взят с сайта https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-velikij

Память VII Вселенского собора

Опубликовано: 27.10.2019

27 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, совпавшую в этом году с памятью святых отцев VII Вселенского собора, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

VII Вселенский собор был созван в 787 году в г. Никее благочестивой царицей Ириной против ереси иконоборчества, сотрясавшей православную Церковь Византии более 60 лет. На соборе было восстановлено почитание икон, разрешившее употреблять в церквах и домах священные изображения Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением, но не служением, какое прилично одному только Богу, а целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом.

На соборе был утвержден догмат иконопочитания, изложенный в оросе (правиле), который гласил: 

"Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:

подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.

Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением,

не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству,

но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется лицу изображенного на ней".

Таким образом, догмат иконопочитания подчёркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, целования, - а не служения-латрии, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению и, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображённому лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства.

Иконопочитание стало возможным по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, вследствие чего стало возможным на иконе изображение человеческой природы Христа, от которой в Его единой Ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», поэтому образ (икона Христа), указывающий на Лицо (Ипостась) Христа, есть действительно (по действию-энергии) само это Лицо, Сам Христос, хотя и отличается от изображенного Лица по материальному составу, который использовался при создании иконы.

Состоялось совместное межрегиональное мероприятие, посвященное памяти иерея Александра Платоновича Ардашева

Опубликовано: 25.10.2019

25 октября состоялось совместное межрегиональное мероприятие, посвященное памяти иерея Александра Платоновича Ардашева.

Организаторы мероприятия: храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне – настоятель протоиерей Кирилл Каледа, храм Всех Святых в земле Российской просиявших в Черемушках города Москвы – настоятель протоиерей Виктор Алипичев и Региональная общественная организация «Культурно-просветительский центр имени Ардашевых».

Участники: представители Русской Православной Церкви, федеральных и государственных структур, общественных организаций, деятели российской науки и культуры, студенты и воспитанники духовных учреждений, учащиеся ГБОУ г. Москвы.  На официальной части мероприятия присутствовало 75 человек.

Программа мероприятия была насыщенной и включала в себя:  

Подробнее...

Память мучеников Сергия и Вакха

Опубликовано: 21.10.2019

20 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, совпавшую в этом году с памятью мучеников Сергия и Вакха, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий. 

В этот день Церковь чтит память мучеников Сергия и Вакха - святых, которые жили в IV веке и пострадали во время гонений императора Максимиана. 

Через 1000 лет после смерти угодников Божиих в Российской земле юноша Варфоломей вступил на монашеский путь с именем Сергий. Его постригли в монахи в честь мученика Сергия. Став великим игуменом и собирателем земли Русской, он способствовал тому, чтобы Русская земля и Русская Церковь оставались едиными. От Преподобного Сергия осталось несколько слов к своим ученикам, и одни из них звучат так: «Любовью и единением спасемся».

Визит архиепископа Феогноста

Опубликовано: 16.10.2019

16 октября Андреевскую обитель посетил высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, который совершил литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в сослужении Наместника монастыря преосвященнейшего Феофилакта, епископа Дмитровского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и управляющего Юго-западным викариатством города Москвы, и братии монастыря. 

На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении высокопреосвященнейший Феогност вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий. 

После отпуста владыка Феогност обратился со словом к молящимся, раскрывшем смысл притчи из Евангельского чтения этого дня о здании, которое в одном случае было основано на камне и не погибло во время искушений, а в другом случае построено на песке, и поэтому обрушилось при случившихся напастях.

После богослужения состоялась праздничная трапеза.

Покров Пресвятой Богородицы

Опубликовано: 16.10.2019

13 октября епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Всенощное бдение под праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

На иконе праздника Божия Матерь распростирает Свой омофор (покрывало для головы) над людьми, это символизирует Ее заступничество за людей пред Богом.

По преданию, в 910 году к Константинополю подступили войска варваров, и священники города вместе с народом молились Богородице об избавлении от врагов. Юродивый Андрей увидел видение, как Богородица явилась во Влахернском храме в Константинополе и распростерла Свой омофор над людьми. Вскоре после этого события на море, где находился вражеский флот, поднялась буря и разметала корабли варваров. Город был спасен, а Церковь в память об этом установила праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы почитается благодаря благоверному князю Андрею Боголюбскому. Он построил храм в честь Покрова Божией Матери на реке Нерль в память о своем погибшем сыне. Впоследствии этот праздник стал особо любим в русском народе и принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви.