Новости

Рождество Иоанна Предтечи

Опубликовано: 08.07.2019

7 июля, в воскресный день, совпавший в этом году с памятью Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Надвратном храме. Проповедь по Запричастном стихе произнес благочинный монастыря игумен Никон. 

https://www.pravmir.ru/ivan-kupala-i-ioann-krestitel-ot-ivana-do-ioanna/

.

.

.

.

 

Память преподобного Максима Грека

Опубликовано: 04.07.2019

4 июля, в день памяти преподобного Максима Грека (обретение мощей) Андреевский монастырь посетил высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, который возглавил служение Божественной литургии в Надвратном храме в честь святого мученика Андрея Стратилата. Высокопреосвященнейшему Феогносту сослужили преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, архимандрит Стефан, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского Троицкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, братия монастыря, приглашенные гости. Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского монастыря под управлением Д.Н. Павлова.

После отпуста высокопреосвященнейший Феогност обратился к молящимся со словом в честь преподобного Максима Грека. По окончании Божественной литургии состоялась праздничная трапеза, в которой приняли участие духовенство и гости монастыря.

Пре­по­доб­ный Мак­сим Грек (XV–XVI в.), быв­ший сы­ном бо­га­то­го гре­че­ско­го са­нов­ни­ка в го­ро­де Ар­те (Ал­ба­ния), по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние. В юно­сти он мно­го пу­те­ше­ство­вал и изу­чал язы­ки и на­у­ки в ев­ро­пей­ских стра­нах; по­бы­вал в Па­ри­же, Фло­рен­ции, Ве­не­ции. По воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну при­был на Афон и при­нял ино­че­ство в Ва­то­пед­ской оби­те­ли. Он с увле­че­ни­ем изу­чал древ­ние ру­ко­пи­си, остав­лен­ные на Афоне ино­че­ство­вав­ши­ми гре­че­ски­ми им­пе­ра­то­ра­ми (Ан­д­ро­ни­ком Па­лео­ло­гом и Иоан­ном Кан­та­ку­зе­ном). В это вре­мя ве­ли­кий князь Мос­ков­ский Ва­си­лий Иоан­но­вич (1505–1533) по­же­лал разо­брать­ся в гре­че­ских ру­ко­пи­сях и кни­гах сво­ей ма­те­ри, Со­фии Па­лео­лог, и об­ра­тил­ся к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху с прось­бой при­слать ему уче­но­го гре­ка. Инок Мак­сим по­лу­чил ука­за­ние ехать в Моск­ву. По при­бы­тии ему бы­ло по­ру­че­но пе­ре­ве­сти на сла­вян­ский язык тол­ко­ва­ние на Псал­тирь, за­тем тол­ко­ва­ние на кни­гу Де­я­ний апо­сто­лов и несколь­ко бо­го­слу­жеб­ных книг.

Пре­по­доб­ный Мак­сим усерд­но и тща­тель­но ста­рал­ся ис­пол­нять все по­ру­че­ния. Но, вви­ду то­го, что сла­вян­ский язык не был род­ным для пе­ре­вод­чи­ка, есте­ствен­но, воз­ни­ка­ли неко­то­рые неточ­но­сти в пе­ре­во­дах.

Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вар­ла­ам вы­со­ко це­нил тру­ды пре­по­доб­но­го Мак­си­ма. Ко­гда же мос­ков­ский пре­стол за­нял мит­ро­по­лит Да­ни­ил, по­ло­же­ние из­ме­ни­лось.

Но­вый мит­ро­по­лит по­тре­бо­вал, чтобы пре­по­доб­ный Мак­сим пе­ре­во­дил на сла­вян­ский язык цер­ков­ную ис­то­рию Фе­о­до­ри­та. Мак­сим Грек ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся от это­го по­ру­че­ния, ука­зы­вая на то, что «в сию ис­то­рию вклю­че­ны пись­ма рас­коль­ни­ка Ария, а сие мо­жет быть опас­но для про­сто­ты». Этот от­каз по­се­ял рознь меж­ду пре­по­доб­ным и мит­ро­по­ли­том. Несмот­ря на неуря­ди­цы, пре­по­доб­ный Мак­сим про­дол­жал усерд­но тру­дить­ся на ни­ве ду­хов­но­го про­све­ще­ния Ру­си. Он пи­сал пись­ма про­тив ма­го­ме­тан, па­пиз­ма, языч­ни­ков. Пе­ре­вел тол­ко­ва­ния свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­устана Еван­ге­лия от Мат­фея и Иоан­на, а так­же на­пи­сал несколь­ко соб­ствен­ных со­чи­не­ний.

Ко­гда ве­ли­кий князь на­ме­ре­вал­ся рас­торг­нуть свой брак с су­пру­гой Со­ло­мо­ни­ей из-за ее неплод­ства, от­важ­ный ис­по­вед­ник Мак­сим при­слал кня­зю «Гла­вы по­учи­тель­ные к на­чаль­ству­ю­щим пра­во­вер­ных», в ко­то­рых он убе­ди­тель­но до­ка­зал, что по­ло­же­ние обя­зы­ва­ет кня­зя не по­ко­рять­ся жи­вот­ным стра­стям. Пре­по­доб­но­го Мак­си­ма за­клю­чи­ли в тем­ни­цу. С то­го вре­ме­ни на­чал­ся но­вый, мно­го­стра­даль­ный пе­ри­од жиз­ни пре­по­доб­но­го. Неточ­но­сти, об­на­ру­жен­ные в пе­ре­во­дах, бы­ли вме­не­ны пре­по­доб­но­му Мак­си­му в ви­ну, как умыш­лен­ная пор­ча книг. Тя­же­ло бы­ло пре­по­доб­но­му в тем­ни­це, но сре­ди стра­да­ний пре­по­доб­ный стя­жал и ве­ли­кую ми­лость Бо­жию. К нему явил­ся Ан­гел и ска­зал: «Тер­пи, ста­рец! Эти­ми му­ка­ми из­ба­вишь­ся веч­ных мук». В тем­ни­це пре­по­доб­ный ста­рец на­пи­сал уг­лем на стене ка­нон Свя­то­му Ду­ху, ко­то­рый и ныне чи­та­ет­ся в Церк­ви: «Иже ман­ною пре­пи­тавый Из­ра­и­ля в пу­сты­ни древ­ле, и ду­шу мою, Вла­ды­ко, Ду­ха на­пол­ни Все­свя­та­го, яко да о Нем бла­го­угод­но слу­жу Ти вы­ну...»

Через шесть лет пре­по­доб­но­го Мак­си­ма осво­бо­ди­ли от тю­рем­но­го за­клю­че­ния и по­сла­ли под цер­ков­ным за­пре­ще­ни­ем в Тверь. Там он жил под над­зо­ром доб­ро­душ­но­го епи­ско­па Ака­кия, ко­то­рый ми­ло­сти­во об­хо­дил­ся с невин­но по­стра­дав­шим. Пре­по­доб­ный на­пи­сал ав­то­био­гра­фи­че­ское про­из­ве­де­ние «Мыс­ли, ка­ки­ми инок скорб­ный, за­клю­чен­ный в тем­ни­цу, уте­шал и укреп­лял се­бя в тер­пе­нии». Вот несколь­ко слов из это­го яр­ко­го со­чи­не­ния: «Не ту­жи, не скор­би, ни­же тос­куй, лю­без­ная ду­ша, о том, что страж­дешь без прав­ды, от ко­их по­до­ба­ло бы те­бе при­ять все бла­гое, ибо ты поль­зо­ва­ла их ду­хов­но, пред­ло­жив им тра­пе­зу, ис­пол­нен­ную Свя­та­го Ду­ха...» Лишь через два­дцать лет пре­бы­ва­ния в Тве­ри пре­по­доб­но­му раз­ре­ши­ли про­жи­вать сво­бод­но и сня­ли с него цер­ков­ное за­пре­ще­ние. По­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Мак­сим Грек про­вел в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре. Ему бы­ло уже око­ло 70 лет. Го­не­ния и тру­ды от­ра­зи­лись на здо­ро­вье пре­по­доб­но­го, но дух его был бодр; он про­дол­жал тру­дить­ся. Вме­сте со сво­им ке­лей­ни­ком и уче­ни­ком Ни­лом пре­по­доб­ный усерд­но пе­ре­во­дил Псал­тирь с гре­че­ско­го на сла­вян­ский язык. Ни го­не­ния, ни за­клю­че­ния не сло­ми­ли пре­по­доб­но­го Мак­си­ма.

Пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся 21 ян­ва­ря 1556 го­да. Он по­гре­бен у се­ве­ро-за­пад­ной сте­ны Ду­хов­ской церк­ви Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. За­сви­де­тель­ство­ва­но нема­ло бла­го­дат­ных про­яв­ле­ний, свер­шив­ших­ся у гроб­ни­цы пре­по­доб­но­го, на ко­то­рой на­пи­са­ны тро­парь и кондак ему. Лик пре­по­доб­но­го Мак­си­ма ча­сто изо­бра­жа­ет­ся на иконе Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых.

04 июля/21 июня – об­ре́те­ние мо­щей

Над ме­стом по­гре­бе­ния Мак­си­ма Гре­ка бы­ла воз­двиг­ну­та при­стро­ен­ная к Ду­хов­ско­му хра­му ча­сов­ня – так на­зы­ва­е­мая Мак­си­мо­ва па­лат­ка. Она неод­но­крат­но пе­ре­стра­и­ва­лась и рас­ши­ря­лась (на­при­мер, при митр. Пла­тоне (Лев­шине), за­тем в 1847 го­ду). А в 1938–1940 го­дах бы­ла уни­что­же­на. В 1988 го­ду во вре­мя празд­но­ва­ния 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си на Со­бо­ре, про­хо­див­шем в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре, сре­ди но­во­про­слав­лен­ных рус­ских свя­тых ка­но­ни­зи­ро­ван и пре­по­доб­ный Мак­сим Грек. Оста­вал­ся от­кры­тым во­прос о ме­сто­на­хож­де­нии его свя­тых мо­щей. К мо­мен­ту об­ще­цер­ков­но­го про­слав­ле­ния над мо­ги­лой не оста­ва­лось ни­ка­ких ви­ди­мых сле­дов. По­это­му воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в ар­хео­ло­ги­че­ских рас­коп­ках. Ра­бо­та­ми ру­ко­во­дил ар­хео­лог С.А. Бе­ля­ев. 24 июня 1996 го­да ду­хов­ник Лав­ры ар­хи­манд­рит Ки­рилл (Пав­лов) со­вер­шил мо­ле­бен пре­по­доб­но­му Мак­си­му в Ду­хов­ской церк­ви Лав­ры. За бо­го­слу­же­ни­ем мо­ли­лись бра­тия, вос­пи­тан­ни­ки Мос­ков­ских Ду­хов­ных школ и участ­ни­ки рас­ко­пок. Во втор­ник 1 июля о ре­зуль­та­тах про­ве­ден­ных ра­бот и об об­на­ру­же­нии чест­ных остан­ков пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Гре­ка был сде­лан по­дроб­ный до­клад Свя­тей­ше­му пат­ри­ар­ху. Его свя­тей­ше­ство дал бла­го­сло­ве­ние на ан­тро­по­ло­ги­че­ское осви­де­тель­ство­ва­ние, ко­то­рое ве­ду­щие спе­ци­а­ли­сты Рос­сий­ской Ака­де­мии на­ук про­из­ве­ли 2 июля. При со­по­став­ле­нии чест­ной гла­вы с древни­ми изо­бра­же­ни­я­ми пре­по­доб­но­го Мак­си­ма вы­яви­лись чер­ты сход­ства. На ос­но­ва­нии за­клю­че­ния ан­тро­по­ло­гов 3 июля 1996 го­да свя­тей­ший пат­ри­арх бла­го­сло­вил под­нять чест­ные остан­ки. До недав­не­го вре­ме­ни мо­щи пре­по­доб­но­го Мак­си­ма по­ко­и­лись в Успен­ском со­бо­ре Лав­ры. 9 ап­ре­ля 2013 го­да по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла они бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны об­рат­но в Ду­хов­ской храм. Ра­ка уста­нов­ле­на на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей пре­по­доб­но­го (у се­вер­ной сте­ны).

4 июля нового стиля установлено совершать память обретения мощей преподобного Максима Грека. В настоящее время рака с его мощами находится в Трапезном храме Лавры с левой стороны.

По материалам: https://azbyka.ru/days/sv-maksim-grek

 

Престольный праздник Андреевской обители

Опубликовано: 22.06.2019

21 июня, в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Надвратном храме на престоле, освященном в честь этого святого. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря игумен Георгий. По окончании литургии служащая братия и прихожане совершили Крестный ход.

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307–324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей". Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 (21) февраля 319 года, в субботу, в третий час дня. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 (21) июня.

По материалу: https://days.pravoslavie.ru/Life/life413.htm

 

Троицкая Родительская суббота

Опубликовано: 17.06.2019

15 июня, в Троицкую Вселенскую родительскую субботу, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес благочинный монастыря игумен Никон. По окончании Литургии братией монастыря была отслужена соборная панихида.

В течение богослужебного года Церковь совершает две Вселенские родительские субботы: перед праздником Святой Троицы и за неделю до начала Великого поста. Оба этих дня посвящены памяти всех от века почивших православных христиан.

Кондак Вселенской Родительской субботы, глас 8

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

Отдание Пасхи

Опубликовано: 07.06.2019

5 июня, в день Отдания Пасхи, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Отданием в церковном календаре называется день, когда торжественно заканчивается совершение церковного праздника, а сам период продолжения празднования называется попразднством. Двунадесятые праздники имеют обычно период попразднства в пределах недели, но Пасха, как Праздников Праздник и Торжество Торжеств, имеет период попразднства в 39 дней, непосредственно примыкая к следующему великому событию Евангельской истории, Вознесению Господа нашего Иисуса Христа, которое, по Священному Писанию, произошло на сороковой день. Таким образом, последний из дней празднования Пасхи и является Отданием. В этот день как бы обозревается весь прошедший Пасхальный период, и в начало служб Отдания включаются пасхальные последования, которые были характерны только для самого Праздника Пасхи и дней Светлой седмицы. Может использоваться и другой вариант, когда вся служба Отдания служится пасхальным чином, полностью повторяя службы дней Пасхи и Светлой седмицы. Все это дается нам в утешение, чтобы, прощаясь в этом церковном году с Праздником Праздников, мы бы продолжали ощущать, что Христос всегда остается посреди нас, и что светлая радость Христова Воскресения неизменно спребывает с нами.

И затем, в оставшееся время церковного года, каждый новый воскресный день - Малая Пасха - напоминает нам суть нашей веры, которую мы выражали радостным пасхальным приветствием: "Христос воскресе!" 

Память Владимирской иконы

Опубликовано: 03.06.2019

3 июня, в день памяти Владимирской иконы Божией Матери и святых благоверных равноапостольных царя Константина и царицы Елены, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы, написанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Византии в начале XII века. Через Свой лик, изображенный на этой иконе, Матерь Божия неоднократно являла помощь русскому народу и защищала от нашествия иноплеменников. Празднование Владимирской иконе 3 июня было установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.

Святая равноапостольная царица Елена (ок. 250—330) прославилась своей благочестивой деятельностью по распространению христианства в Римской империи, бывшей в то время языческим государством. Именно благодаря ей были проведены раскопки в Иерусалиме, в процессе которых были обретены важнейшие христианские святыни: Гроб Господень и Животворящий Крест.

Святой равноапостольный царь Константин, римский император, - сын святой царицы Елены. Будучи вначале по мировоззрению язычником, он обратился в христианство после того, как чудесно явившийся ему во сне Христос повелел начертать на щитах и знаменах войска перед решающей битвой буквы ХР, а во время самой битвы на следующий день Константин увидел на небе знамение Креста и услышал голос "Сим победиши".

Константин был первым римским императором, официально прекратившим гонения на христиан, а затем давшим христианской Церкви статус государственной религии. Впоследствии он созвал Первый Вселенский собор, осудивший ересь Ария и исповедавший Христа единосущным Отцу и Истинным Богом.

Также Константин Великий построил новую столицу Римской империи, названную в честь его имени Константинополем, на месте старинного города Византия. Константинополю был усвоен статус второй столицы, Второго Рима, и впоследствии, после разделения империи на Западную и Восточную части, Константинополь стал столицей нового государства, Византии, сохранявшей и развивавшей православную веру, в противовес латинствующему Западу. Как известно, именно из Византии Русь получила православную веру и православную церковную иерархию при святом равноапостольном Князе Владимире.

Неделя о самаряныне

Опубликовано: 27.05.2019

26 мая, в воскресный день, который называется в церковном календаре Неделя о самаряныне, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес благочинный монастыря игумен Никон.

В этот воскресный день мы слышим чтение 4-й главы Евангелия от Иоанна, в котором повествуется о том, как Христос, утрудившись от пути, присел около колодца и просил дать ему пить воды у женщины Самарянки. Самарянами назывался народ, возникший от остатков иудейского народа и язычников, пришедших в Иудею во время вавилонского завоевания. Самаряне приняли Пятикнижие пророка Моисея, однако продолжали служить своим языческим богам. Именно поэтому Самарянка с удивлением отнеслась к просьбе Христа, так как "Иудеи с Самарянами не сообщаются".

Однако Христос, желая показать, что Свет истинного Богопознания воссиял теперь для всех народов, прежде "сидевших во тьме и сени смертной" (Мф. 4:16), отвечает ей: "всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную."

И затем, открыв женщине только ей известные события ее жизни, Христос дает новое учение об истинном Богопознании, когда говорит:

"поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". 

Заседание коллегии по монастырям и монашеству

Опубликовано: 25.05.2019

23.05.2019

 

В Донском монастыре состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству

 

23 мая в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству (СОММ), в котором приняли участие наместники и игумении ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви.

В приветственном слове перед началом заседания председатель Синодального отдела архиепископ Каширский Феогност представил собравшимся новых членов Коллегии СОММ, которые согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2019 года включены в ее состав. Новыми членами Коллегии СОММ стали: епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; епископ Можайский Леонид, наместник Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина пустынь; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Оптиной пустыни, пресс-секретарь СОММ; архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Георгиевского монастыря Уфимской епархии; игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии; игумен Петр (Мажетов), настоятель Косьминской мужской пустыни Серовской епархии; иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря; игумения Неонилла (Фролова), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря.

Затем архиепископ Феогност ознакомил участников с повесткой заседания и предложил архимандриту Стефану (Тараканову), заместителю председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятелю московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, рассказать о направлении работы СОММ, связанном с инспекционными поездками членов Коллегии в епархиальные монастыри Русской Православной Церкви. Предваряя выступление архимандрита Стефана, председатель Отдела поблагодарил членов Коллегии за проделанную в 2018 году работу и выразил надежду, что братское молитвенное и деловое общение с монастырями, которые посетили представители Отдела, будет продолжено и епархиальные обители смогут и в дальнейшем обращаться за помощью в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

Архимандрит Стефан сообщил, что до конца текущего года члены Коллегии СОММ посетят 17 епархий Русской Православной Церкви. Его Высокопреподобие также напомнил членам Коллегии, что Синодальным отделом по монастырям и монашеству были созданы специальные памятки для выезжающих в монастыри с инспекционными поездками, где подробно описано, на что необходимо обращать внимание при посещении епархиальных обителей. Особого внимания, подчеркнул архимандрит Стефан, требуют внутренняя жизнь монастырей, духовная жизнь обителей и духовное образование монашествующих. Заместитель председателя СОММ попросил членов Коллегии при посещении епархий проявлять заботу о поставленных недавно игуменах и игумениях и открывшихся в епархиях новых монастырях. В завершение выступления докладчик рассказал, какие именно сведения надлежит включать в отчеты о поездках.

Заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) в своем выступлении поделилась с участниками заседания обобщенным опытом взаимодействия членов Коллегии Отдела с открытыми недавно монастырями и новоназначенными игуменами/игумениями епархиальных монастырей, напомнив, что главной задачей СОММ является оказание помощи обителям. За период с мая 2018 года по май 2019 года в Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации было открыто пять новых монастырей в Ставропольской, Петрозаводской, Уфимской и Оренбургской епархиях. За этот же период стажировку в ставропигиальных и благоустроенных епархиальных обителях прошли 19 вновь назначенных игуменов и игумений. Важно, чтобы монастыри не чувствовали себя изолированно, чтобы игумены и игумении не боялись говорить о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Матушка Иулиания также отметила, что неформальное братское или сестринское отношение является определяющим в развитии взаимодействия между монастырями. По мнению заместителя председателя СОММ, у многих членов Коллегии сложились именно такие отношения с теми монастырями, куда были предприняты инспекционные поездки.

Настоятельница Зачатьевской обители поделилась воспоминаниями, как в начале своего игуменского служения она получила большую пользу от присутствия при обсуждении трудных вопросов монастырской жизни опытными игумениями. Игумения Иулиания также отметила, какое значение для формирования правильного руководства обителью имеют монашеские встречи и конференции. Матушка высказала пожелание игуменам и игумениям принимать участие в проводимых Отделом встречах, а при отсутствии такой возможности — знакомиться с материалами конференций. Доклады и сообщения духовно опытных игуменов, Преосвященных архиереев могут восполнить недостаток живого общения. Отделом изданы и размещены на сайте «Монастырский вестник» материалы всех конференций. Также доступны печатные версии докладов.

Наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) выступил перед участниками заседания с сообщением об организации системы базового богословского образования монашествующих. Игумен Петр напомнил, что начавшийся в 2018 году процесс апробации стандарта базового богословского образования позволил получить церковную аккредитацию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви двенадцати соискателям. В 2019 году запланировано открытие курсов в семи митрополиях.

Доклад пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) зачитала главный редактор сайта «Монастырский вестник» Е.П. Орлова. Среди основных направлений информационной деятельности СОММ в докладе были выделены следующие: наполнение портала СОММ новостными и публицистическими материалами о событиях монастырской жизни; формирование базы данных (в настоящее время — епархиальных монастырей Русской Православной Церкви), издательская деятельность и работа монастырей в социальных сетях. Как было отмечено в докладе, на текущий момент в базе данных портала СОММ созданы страницы 428 монастырей 100 епархий. Однако не все монастыри предоставили о себе данные для наполнения базы, в связи с чем информацию об обителях специалистам Отдела приходится находить в открытых источниках, в том числе на сайтах монастырей. Редакторы Информационной службы СОММ обращаются с просьбой к ответственным за информационную работу в монастырях: регулярно обновлять свои страницы, проверять, не устарели ли сведения о наместниках, актуальны ли расписания богослужений и проч.

От лица пресс-секретаря Отдела Е.П. Орлова поблагодарила руководителей монастырей, которые предоставили анкетные данные о себе для базы данных, а также тех, кто регулярно присылает новости и анонсы предстоящих событий монастырской жизни, и ответственных за работу в социальных сетях. Сегодня число подписчиков на монастырские страницы в соцсетях растет быстрее, чем число посетителей сайтов обителей. Учитывая эту тенденцию, специалисты Информационной службы рекомендуют перенимать положительный опыт у монастырей, чьи страницы пользуются популярностью в сети, приобретенной благодаря качественному контенту и квалифицированной модерации комментариев. Среди положительных примеров были названы страницы «ВКонтакте» Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, страницы в сети «Фейсбук» Свято-Троицкой Сергиевой лавры и епископа Троицкого Панкратия, наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

В заключительной части выступления, посвященного информационной работе Синодального отдела по монастырям и монашеству, главный редактор сайта «Монастырский вестник» напомнила участникам заседания о необходимости отражения в информационном пространстве многообразной просветительской, образовательной, социальной, научной и иной деятельности, которую ведут монастыри Русской Православной Церкви. Именно такого рода информация, по мнению специалистов Информационной службы СОММ, способна стать противоядием от антицерковных настроений современного секулярного общества. 

С.А. Анохина, помощник председателя СОММ по вопросам реставрации, выступила с предложением организовать краткосрочные курсы с программой, охватывающей общие вопросы сохранения, музеефикации объектов культурного наследия, в которых располагаются монастыри, а также юридические аспекты взаимодействия с госорганами охраны культурного наследия.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству уделяет большое внимание повышению квалификации представителей ставропигиальных монастырей, отвечающих за организацию сохранения объектов культурного наследия в монастырских комплексах. Представители монастырей участвуют в симпозиумах, конференциях и других научных мероприятиях, позволяющих получать значительный объем информации по этому направлению, большинство из них имеют специальное образование. Так, например, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре вопросами реставрации памятников занимается архитектор высшей категории, федеральный эксперт Минкультуры РФ С.В. Демидов, в Даниловом монастыре — архитектор высшей категории, федеральный эксперт Минкультуры РФ Е.А. Воронцова, в Соловецком монастыре — архитекторы М.В. Пирогов, Н.В. Соколова, в Зачатьевском монастыре — инженер И.Г. Сопов.

С.А. Анохиной были предложены направления и темы, по которым могли бы обучаться представители монастырских комплексов, отвечающие за реставрацию объектов культурного наследия обителей. Среди них — музейное направление, архитектурная и инженерная реставрация, реставрация икон и настенной живописи, юридические аспекты передачи религиозным организациям объектов культурного наследия и музейных ценностей.

Продолжая тему информационной деятельности монастырей, опытом ведения личной страницы в сети «Фейсбук» поделился епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамской Спасо-Преображенской обители. Среди особенностей работы в социальных сетях епископ Панкратий выделил необходимость личного участия человека, который ведет свою страницу. Социальные сети являются средой для общения молодежи. Молодых людей чаще можно встретить среди подписчиков монастырских страниц, чем среди посетителей официальных сайтов обителей. Имея потребность в общении, молодежь стремится находить единомышленников, объединяться в группы по интересам, участвовать в обсуждении актуальных тем. Православных людей интересует внутренняя жизнь монастырей. Вокруг монастырских страниц часто формируется своего рода виртуальная община, которая по численности может превышать общину прихожан обители. У этих людей есть запрос на живое общение: их мало интересует официоз, они хотят, чтобы с ними искренне говорили о проблемах, честно отвечали на их вопросы. Однако, считает владыка, посты на своей странице надо уметь прочитывать не только глазами друзей. Война против Церкви и человека ведется в том числе и в пространстве социальных сетей. В этой связи епископ Панкратий отметил необходимость квалифицированного подхода к информационной работе в монастырях. 

На Коллегии в очередной раз был поднят не утрачивающий актуальности вопрос об использовании в монастырях современных средств связи. Игумения Иулиания (Каледа) поделилась своим опытом организации послушаний, требующих работы с мобильным телефоном и компьютерами. Телефоном имеют право пользоваться только игумен/игумения и старшие братия/сестры. Компьютер с выходом в интернет также используется только по послушанию ограниченным кругом лиц. По возможности насельники монастыря освобождаются от подобных послушаний, и они передаются мирским сотрудникам и помощникам из числа прихожан.

О том, как в монастырях решаются вопросы выхода насельников монастырей за стены обители, поделились с участниками заседания епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, и игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия. Епископ Дионисий отметил, что помочь братии в вопросе удаления от мира в наши дни невозможно, увеличивая высоту стен и бдительность привратников. На духовном Соборе братия Новоспасской обители приняла решение составить свод внутренних правил для насельников обители, главу из которых, посвященную вопросу выхода насельников монастыря за стены обители, епископ Дионисий предложил обсудить участникам заседания. Владыка предупредил, что кому-то эти правила могут показаться очень суровыми, однако их смысл заключается не в организации внешнего порядка, а лишь в том, чтобы братия учились жить по благословению. Ограничение использования мобильных устройств, по мнению наместника Новоспасского монастыря, напрямую связано с исполнением обетов удаления от мира.

Игумения Елисавета (Позднякова) рассказала, что поскольку Марфо-Мариинская обитель милосердия занимается социальной деятельностью, то в монастыре многими вопросами занимаются сотрудники обители, что сильно снижает необходимость выхода сестер за ее пределы. Монастырь активно пользуется службой доставки нужных для жизни сестер вещей. Закупки совершаются, как правило, централизованно. На время отдыха сестры выезжают на монастырское подворье или, что бывает крайне редко, ездят в паломнические поездки к святыням. Лечение насельницы монастыря проходят в больнице святителя Алексия или у специалистов, которых рекомендуют ее врачи. По мнению матушки Елисаветы, выход сестер из обители, в том числе и связанный с лечением и отдыхом, должен осуществляться только по благословению игумении монастыря.

Выступления епископа Можайского Леонида, наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, и игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, были посвящены значению богослужения в жизни обители, в том числе контролю за посещением монашествующими служб суточного круга. Владыка Леонид напомнил: из летописей Оптиной пустыни известно, что в XIX веке посещение богослужений для насельников было обязательным. Нынче это правило относится, прежде всего, к полунощнице, и в целом наместник и благочинный обители не оставляют без внимания то, насколько регулярно братия бывает на службах.

Матушка Викторина рассказала, как постепенно она и сестры шли к пониманию того, что богослужение является центром монашеского бытия, как с течением времени удалось осуществить в монастыре совершение полного суточного круга богослужений. Благословение и направление на этот путь были получены непосредственно от приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II, по словам игумении Викторины, «очень четко сказавшего о первостепенности богослужения и молитвы в жизни монаха и необходимости возрождать молитвенное делание». Желание быть на богослужении все остальное ставит на свои места, сказала матушка: «Господь помогает сделать необходимое и все успеть». Именно любовь иноков к богослужению и сам единый богослужебный ритм определяют правильное устроение обители.

Подводя итоги заседания, архиепископ Феогност от лица монашествующих выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за организацию работы Синодального отдела по монастырям и монашеству и предоставленную возможность делиться опытом и учиться друг у друга монашеской жизни.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Память апостола Иоанна Богослова

Опубликовано: 21.05.2019

21 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова,  епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Память возлюбленного ученика Христова совершается Церковью дважды в году, 9 сентября нового стиля, в день его блаженной кончины, и 21 мая, когда, по преданию, каждый год из могилы апостола Иоанна выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней. 

Иоанн Богослов оставил после себя Евангелие, 3 Соборных послания и Апокалипсис (Откровение о грядущих судьбах мира). Церковь недаром называет его Богословом, потому что он передает нам самые главные идеи Новозаветного откровения: Что Бог есть Слово, Логос, которое было изначала у Бога (и поэтому все, что существует в мире, и жизнь природы, и человека, объяты словом, логосом и имеют глубокий божественный смысл - жизнь человека не бессмысленна, но причастна Слову, Логосу Божию - Ин.1:1-5); что Бог есть Любовь (а не только карающая правда, как в Ветхом завете), и что пребывающий в любви в Боге пребывает (1 Ин. 4:7-16); что Таинство причащения Плоти и Крови есть главное Таинство, соединяющее нас со Христом и дарующее нам вечную жизнь ("Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Kровь пребывает во Мне, и Я в нем. Kак послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною" Ин.6:56-57), что Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы (1 Ин. 1-5).

"1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. 4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. 5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас". (Апостольское чтение праздника, 1е соборное послание Иоанна Богослова, Первая глава).

Неделя о расслабленном

Опубликовано: 20.05.2019

В четвертое воскресенье по Пасхе, которое называется Неделя о расслабленном, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

В этот воскресный день вспоминается чудо, которое совершил Христос, исцелив расслабленного, лежавшего на одре 38 лет при купели у Овечьих ворот в Иерусалиме.

Душа каждого верующего сравнивается с таким расслабленным, который лежит в немощи вследствие своих грехов. Христос приходит и дарует душе человека как прощение грехов, так и дар исцеления телесных немощей, если сам человек, как и расслабленный при купели, прибегает к помощи Божией и кается в своих грехах. 

Кондак, глас 3

Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих,/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Бо́жественным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да́ зову́ Ти́, спаса́емь:// Ще́дрый, сла́ва Христе́, держа́ве Твое́й.