30 марта на Всенощном бдении Недели Крестопоклонной епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, возглавил Чин поклонения Животворящему Кресту Господню в Соборном храме Воскресения Словущего Андреевской обители.
Третий воскресный день, называемый Крестопоклонной неделей, находится посередине совершения поприща Великого Поста. На Всенощном бдении Крест торжественно износится из алтаря и полагается в центра храма для всеобщего поклонения, при пении духовенством и народом "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".
Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
24 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского и Собора Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских, приход храма Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках молитвенно отметил престольный праздник.
Праздничное Богослужение возглавил Преосвященный Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы.
Преосвященному Владыке сослужили: иерей Алексей Петухов, настоятель храма Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках; иеремонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма Преподобной Евфросинии, княгини Московской; клирик храма иерей Антоний Фукс; протодиакон Николай Платонов, клирик Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; диакон Антоний Камальдинов, клирик храма Преподобной Евфросинии.
После Литургии был совершен праздничный Крестный ход и провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Совсем недавно Святейший Патриарх совершил великое освящение храма и это первый престольный праздник после этого великого события в жизни Патриаршего подворья.
Настоятель храма, иерей Алексей Петухов, преподнес в дар Владыке праздничное кадило.
За Богослужением пел праздничный хор храма под руководством регента Наталии Румановой.
По окончании Богослужения состоялась праздничная трапеза.
http://uzvikariatstvo.ru/ViewDocument.php?Option=17&docID=6951
В первый воскресный день Великого поста, называемый в церковном предании "Торжество православия", епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе Божественную литургию и молебный чин Торжества православия.
Церковный праздник Торжества Православия был установлен в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, Патриарх Константинопольский Мефодий установил совершать особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. Чин содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы отступникам от правой веры и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.
На первой седмице Святой четыредесятницы епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, молился за утренними богослужениями в Соборном храме Воскресения Словущего Андреевской обители с братией монастыря, читал Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского за Великими повечериями и совершил Литургии Преждеосвященных Даров в среду и в пятницу, а также молебен святому великомученику Феодору Тирону и освящение колива в пятницу. 13 марта, в среду вечером, владыка читал Великий покаянный канон в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе.
Первая седмица поста, дни которой в народной традиции называются "чистыми", отличается наиболее строгим воздержанием и сугубым покаянным молитвенным настроем. "Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление", - слышим мы первые слова Великого покаянного канона.
Постный подвиг первой седмицы приводит нас к воспоминанию чуда великомученика Феодора Тирона. Через 50 лет после кончины святого мученика император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы и употребляли в пищу коливо (кутью), т. е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная Церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья.
10 марта, в воскресный день, называемый Прощеным воскресеньем, по окончании Вечерни епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил Чин прощения. В слове, предшествовавшем чину, владыка отметил особый смысл предстоящего поприща Великого поста для верующих как духовной весны, времени духовного обновления. Важнейшим условием для спасительного провождения этого времени является взаимное прощение грехов, согрешений, обид, которое по традиции верующие испрашивают в течение всего дня, называемого поэтому Прощеным воскресением, а также на специально установленном после вечернего богослужения Чине прощения. Владыка подчеркнул необходимость поста, молитвы и добрых дел, совершая которые верующие могут проходить поприще поста достойно, обрести спасительные плоды покаяния и со светлой радостью встретить великий прадник Пасхи, Воскресения Христа из мертвых.
10 февраля, в Неделю сыропустную, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил Божественную литургию в Соборном храме Воскресения Словущего Андреевской обители в сослужении братии в священном сане. Песнопения исполнил монастырский хор. Проповедь произнес благочинный игумен Никон.
В этот воскресный день, именуемый в богослужебном уставе Неделей сыропустной и непосредственно предшествующий началу Великого поста, Церковь вспоминает Адамово изгнание из рая. Событие, согласно библейской истории, произшедшее вследствие нарушения первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Божией в раю, положило начало земной истории человеческого рода, потерявшего возможность Богообщения. Восстановление утерянного Богообщения было даровано воплощением Сына Божия Иисуса Христа, пострадавшего на Кресте за грехи всего человеческого рода от Адама и Своим Тридневным Воскресением вновь отверзшего людям вход в рай, в Царствие Божие. Поэтому длительное поприще Великого поста, включающее в себя 40-дневный пост, а затем седмицу (неделю) воспоминания спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, и приводящее нас к празднику Пасхи, Воскресению Христа из мертвых, и предваряется богослужебным воспоминанием Адамова изгнания.
По окончании Божественной литургии епископ Феофилакт обратился к молящимся с кратким словом, в котором обрисовал цели и задачи верующих на предстоящий Великий пост.
http://www.patriarchia.ru/db/text/5379518.html
Состоялось первое в 2019 году заседание Священного Синода
Русской Православной Церкви
26 февраля 2019 г. 17:52
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда прокомментировал основные темы первого в 2019 году заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 26 февраля 2019 года в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Священный Синод обсудил итоги празднования десятилетия Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Подробнее...
24 февраля, в Неделю о блудном сыне, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил Божественную литургию в Соборном храме Воскресения Словущего Андреевской обители в сослужении братии в священном сане. Песнопения исполнил монастырский хор. Проповедь произнес благочинный игумен Никон.
Седален Недели о блудном сыне
Объятия Отча отверсти ми потщися,
блудно иждих мое житие,
на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе,
ныне обнищавшее мое сердце не презри.
Тебе бо Господи, во умилении зову:
согреших, Отче, на небо и пред Тобою.
Объятия отеческие открыть мне поспеши:
блудно я растратил жизнь мою,
на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно!
Ныне не презри обнищавшего моего сердца,
ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю:
«Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!» Перевод иером. Амвросия (Тимрота)
"Нетрудно признаться на исповеди, что не соблюдал постов, пропускал утром или вечером молитвы, сердился. Но совершенно другое - это вдруг осознать, что я запятнал и потерял свою духовную красоту, что я далек от своего настоящего "дома", своей настоящей жизни и что что-то драгоценное, чистое и прекрасное безнадежно сломано в самой моей жизненной сущности. И однако это сознание, только это и есть настоящее покаяние и в то же время горячее желание вернуться назад, обрести вновь потерянный "дом".
Я получил от Бога богатые дары: прежде всего - жизнь и возможность наслаждаться ею, наполнить ее значением, любовью, знанием; а потом - в Крещении - Новую Жизнь Самого Христа, дар Святого Духа, мир и радость Царства Небесного. Я получил знание Бога и в Нем знание всего прочего, силу и возможность сделаться одним из сыновей Божиих. И все это я потерял и продолжаю все время терять не только в особых грехах и прегрешениях, но в наибольшем изо всех грехов - в утрате моей любви к Богу, в предпочтении "страны далекой" прекрасному дому Отца".
Протопресвитер Александр Шмеман
Из проповеди в Неделю о блудном сыне
21 февраля, в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата, являющегося престольным праздником обители, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил Божественную литургию в сослужении братии в священном сане. Песнопения исполнил монастырский хор. Проповедь произнес иеромонах Георгий.
В конце литургии было совершено славление перед иконой святого великомученика, а затем, после отпуста, владыка обратился к молящимся с кратким словом, в котором обозначил подвиг великомученика и призвал каждого в своей жизни подражать его мужеству за исповедание имени Господа и Бога Иисуса Христа.
Святой великомученик Феодор происходил из города Евхаит (в Малой Азии, нынешней Турции) и был воеводой (по-гречески — «стратилатом») в городе Гераклее у Черного моря. Многие язычники, видя его добродетельную жизнь и кротость, принимали веру Христову. Император Ликиний, соправитель Константина, узнав об этом, прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям. Феодора распяли на кресте, а ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319 году. Страдания его были описаны очевидцем, его слугой и писцом Уаром.
19 февраля Божественную Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего Андреевской обители возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству. Ему сослужили наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы епископ Дмитровский Феофилакт и братия монастыря в священом сане. Песнопения исполнил монастырский хор.
После отпуста архиепископ Феогност обратился к молившимся за Божественной литургией со словом, в котором выделил выражение из апостолького чтения: "питающиеся своею лестью" (2 Пет. 2:13). Лесть, или, используя святоотеческий термин, прелесть, есть опасное и погибельное состояние души, а примером человека, впадшего в такое состояние, может служить фарисей "Притчи о мытаре и фарисее" из Евангельского чтения прошедшего воскресного дня (Лк. 18:10-14).
Состояние такого человека не только является опасным и погибельным, но и крайне сложно исправимо, так как сложнее всего исправить состояние самообмана человека, если только не произойдет особое чудо Божие. Самообман же человека, подобного фарисею, заключается и в ложной похвале теми добродетелями, совершенствование в которых для человека беспредельно, и в уничижении ближнего, мытаря, то есть в мысли, что он, фарисей, "не якоже прочии человецы", и в том, что такой человек не замечает нищету своей души. Поясняя духовную ошибку фарисея, приведшую к самообольщению, владыка напомнил мысль святителя Московского Филарета (Дроздова), что Бог сотворил мир из ничего, и поэтому не сможет сотворить и в человеке нечто новое, пока человек не почувствует, что он - ничто.
Напоминание о Евангельской притче, а также и об опасности духовного самообольщения, весьма уместно перед поприщем Великого поста, так как пост является лишь средством к внутреннему совершенствованию, которое беспредельно, а в основе самосовершенствования лежит созерцание человеком своей духовной нищеты. Если же пост становится самоцелью и предметом самовосхваления, как у фарисея, то такое отношение ведет человека в состояние духовной прелести, самообмана, в результате которого он начинает "питаться своей лестью".
По окончании Божественной литургии состоялась праздничная трапеза для служащих и гостей, присутствовавших на литургии.
17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил Божественную литургию в Андреевском монастыре в сослужении братии в священном сане. Песнопения исполнил монастырский хор. Проповедь произнес игумен Иоанн.
В этот воскресный день начинается подготовительный период к поприщу Великого поста. Служба этого дня посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее, смысл которой заключен в последних ее словах, сказанных Господом нашим Иисусом Христом: "ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится." (Лк. 10:14) Святые отцы учили, что никакие добродетели человека не могут быть угодными Богу, если в основе их не лежит смирение. И поэтому, начиная подготовку к Великому посту, мы должны положить в основу наших духовных подвигов то смирение, которое показал мытарь в притче, когда "не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!" За такое свое смирение и покаяние он, хотя и был человеком грешным, но "пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей", хвалившийся многочисленными добродетелями. Таким образом, нравственный урок этой притчи заключается в том, что различные добрые дела: благочестие, пост, милостыня, необходимы человеку для угождения Богу, но должны быть растворены смирением и покаянием, главными христианскими добродетелями, без которых Бог не принимает наши прочие добрые дела. «Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды, – говорит преподобный Ефрем Сирин. – Награда дается за смирение, а не за труды».