Воскресное богослужение

Опубликовано: 09.12.2019

8 декабря, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, совпавшую в этом году с отданием праздника Введения во храм Божией Матери, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

.

.

 

Блаженный Максим, Христа ради юродивый

Опубликовано: 25.11.2019

24 ноября, в воскресный день, Недели 23-й по Пятидесятнице, совпавший в этом году с памятью блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Бла­жен­ный Мак­сим, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, жил в Москве. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но. Свя­той Мак­сим из­брал один из са­мых труд­ных и тер­ни­стых пу­тей ко спа­се­нию, доб­ро­воль­но, Хри­ста ра­ди при­няв на се­бя ли­чи­ну юро­ди­во­го. Ле­том и зи­мой Мак­сим хо­дил по­чти на­гим, пе­ре­но­ся с мо­лит­вой и зной, и хо­лод. «Хоть лю­та зи­ма, но сла­док рай», – го­во­рил он, по­учая всех тер­пе­нию и пе­ре­не­се­нию жи­тей­ских невзгод.

Русь очень лю­би­ла сво­их юро­ди­вых, це­ни­ла их глу­бо­чай­шее сми­ре­ние, вни­ма­ла их муд­ро­сти, вы­ска­зан­ной до­ход­чи­во и об­раз­но на­род­ным язы­ком по­сло­виц. И слу­ша­ли юро­ди­вых все: от ве­ли­ких кня­зей до по­следне­го бед­ня­ка.

Бла­жен­ный Мак­сим жил в тя­же­лые для рус­ско­го на­ро­да вре­ме­на. Та­тар­ские на­бе­ги, за­су­ха, эпи­де­мии раз­оря­ли и гу­би­ли лю­дей. Свя­той го­во­рил обез­до­лен­ным: «Не все по шер­сти, ино и на­про­тив... за де­ло по­бьют, по­ви­нись да по­ни­же по­кло­нись; не плачь би­тый, плачь неби­тый; от­тер­пим­ся, и мы лю­ди бу­дем; ис­под­воль и сы­рые дро­ва за­го­ра­ют­ся; за тер­пе­ние даст Бог спа­се­ние». Но не толь­ко сло­ва уте­ше­ния го­во­рил свя­той. Его гнев­ных об­ли­че­ний стра­ши­лись силь­ные ми­ра се­го: куп­цы и мос­ков­ская знать. Бла­жен­ный Мак­сим го­во­рил им, знат­ным да бо­га­тым: «Бож­ни­ца до­маш­ня, а со­весть про­даж­на; всяк кре­стит­ся, да не всяк мо­лит­ся; Бог вся­кую неправ­ду сы­щет. Ни Он те­бя, ни ты Его не об­ма­нешь». Об­ли­че­ния юро­ди­во­го не оста­ва­лись бес­плод­ны­ми, мно­гие из моск­ви­чей об­ра­ща­ли свои серд­ца к Бо­гу.

Скон­чал­ся бла­жен­ный Мак­сим 11 но­яб­ря 1434 го­да и был по­гре­бен у церк­ви свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. Гос­по­ду бы­ло угод­но про­сла­вить чу­де­са­ми Сво­е­го угод­ни­ка: у гро­ба свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. 13 ав­гу­ста 1547 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи бла­жен­но­го Мак­си­ма и то­гда же ему бы­ло уста­нов­ле­но ему празд­но­ва­ние.

В Окруж­ной гра­мо­те мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Ма­ка­рия ска­за­но: «Пе­ти и празд­но­ва­ти на Москве, ав­гу­ста в 13-й день, но­во­му чу­до­твор­цу Мак­си­му, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­му». 

Материал с сайта https://azbyka.ru/days/sv-maksim-moskovskij

В Зачатьевском монастыре прошел обучающий семинар по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства

Опубликовано: 22.11.2019

22 ноября 2019 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре по благословению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Каширского Феогноста прошел однодневный обучающий семинар для ставропигиальных обителей по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства.

 

 

 

Подробнее...

Память преподобного Варлаама Хутынского

Опубликовано: 20.11.2019

19 ноября, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. 

Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Ху­тын­ский жил в XII ве­ке, был сы­ном знат­но­го нов­го­род­ца и свои дет­ские го­ды про­вел в Нов­го­ро­де. В юно­ше­ском воз­расте, уда­лив­шись в под­го­род­ний Ли­си­чий мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам при­нял по­стриг. За­тем он по­се­лил­ся на уеди­нен­ном хол­ме над Вол­хо­вом, в уро­чи­ще, на­зы­вав­шем­ся Ху­тынь, в 10 вер­стах от Нов­го­ро­да. В уеди­не­нии пре­по­доб­ный Вар­ла­ам про­во­дил су­ро­вую жизнь, со­вер­шая непре­стан­ные мо­лит­вы и со­блю­дая очень стро­гий пост. Он рев­ност­но под­ви­зал­ся в тру­дах – сам ру­бил лес, пи­лил дро­ва, па­хал зем­лю, ис­пол­няя сло­ва Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «Аще кто не хо­щет де­ла­ти, ни­же да яст» (2Сол.3,10). К нему со­бра­лись неко­то­рые из жи­те­лей Нов­го­ро­да, же­лав­шие раз­де­лить с пре­по­доб­ным тру­ды и по­дви­ги. По­учая при­хо­див­ших, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам го­во­рил: «Ча­да, блю­ди­тесь от вся­кой неправ­ды, не за­ви­дуй­те, не кле­ве­щи­те. Воз­дер­жи­вай­тесь от гне­ва, не от­да­вай­те де­нег в рост. Бе­ре­ги­тесь су­дить непра­во. Не кля­ни­тесь лжи­во, дав­ши клят­ву, ис­пол­няй­те ее. Не пре­да­вай­тесь те­лес­ным стра­стям. Будь­те все­гда крот­ки и ко всем от­но­си­тесь с лю­бо­вью. Сия доб­ро­де­тель – на­ча­ло и ко­рень вся­ко­го добра».

Вско­ре бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и ос­но­ван мо­на­стырь. Гос­подь нис­по­слал пре­по­доб­но­му для слу­же­ния ближ­ним дар чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. Ко­гда дни его при­бли­жа­лись к кон­цу, по Бо­жию из­во­ле­нию при­был из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­щен­но­и­нок Ан­то­ний – сверст­ник и друг пре­по­доб­но­го. Бла­жен­ный, об­ра­ща­ясь к нему, ска­зал: «Воз­люб­лен­ный брат мой! Бо­жие бла­го­во­ле­ние по­чи­ва­ет над сею оби­те­лью. Ныне я пе­ре­даю в твои ру­ки сей мо­на­стырь. Блю­ди его и за­боть­ся о нем. Я уже от­хо­жу к Ца­рю Небес­но­му. Но не сму­щай­ся этим: те­лом я по­ки­даю вас, ду­хом же все­гда бу­ду с ва­ми». Пре­по­дав на­став­ле­ние сво­ей бра­тии, за­по­ве­дав хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру и по­сто­ян­но пре­бы­вать в сми­ре­нии, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 6 но­яб­ря 1192 го­да.

Материал с сайта https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-hutynskij

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Преп. Илариона Великого

Опубликовано: 04.11.2019

3 ноября, в Воскресный день 20-й недели по Пятидесятнице, совпавший в этом году с памятью преп. Илариона Великого, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Пре­по­доб­ный Ила­ри­он Ве­ли­кий ро­дил­ся в 291 го­ду в па­ле­стин­ском се­ле­нии Та­ва­фа. Его по­сла­ли для изу­че­ния на­ук в Алек­сан­дрию, где он по­зна­ко­мил­ся с хри­сти­а­на­ми и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Услы­шав об Ан­гель­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го (па­мять 17 ян­ва­ря), Ила­ри­он от­пра­вил­ся к нему, чтобы на­учить­ся уго­ждать Бо­гу. Вско­ре Ила­ри­он воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну. Ро­ди­те­ли его уже умер­ли. Раз­дав иму­ще­ство род­ствен­ни­кам и ни­щим, Ила­ри­он по­се­лил­ся в пу­стыне око­ло го­ро­да Ма­и­ума. Пре­по­доб­ный уси­лен­но бо­рол­ся с нечи­сты­ми по­мыс­ла­ми, сму­щав­ши­ми ум и рас­па­ляв­ши­ми плоть, по­беж­дая их тя­же­лым тру­дом, по­стом и при­леж­ной мо­лит­вой. Дья­вол устра­шал свя­то­го при­зра­ка­ми и при­ви­де­ни­я­ми. Во вре­мя мо­лит­вы свя­той Ила­ри­он слы­шал плач де­тей, ры­да­ние жен­щин, рев львов и дру­гих зве­рей. Пре­по­доб­ный по­ни­мал, что эти ужа­сы на­во­дят бе­сы, чтобы про­гнать его из пу­сты­ни, по­это­му пе­ре­си­ли­вал страх с по­мо­щью усерд­ной мо­лит­вы.

Од­на­жды на пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на на­па­ли раз­бой­ни­ки, и он си­лой сво­е­го сло­ва убе­дил их оста­вить пре­ступ­ную жизнь. Ско­ро о свя­том по­движ­ни­ке узна­ла вся Па­ле­сти­на. Гос­подь да­ро­вал пре­по­доб­но­му Ила­ри­о­ну власть из­го­нять нечи­стых ду­хов. Этим бла­го­дат­ным да­ром он осво­бо­дил от уз мно­го недуж­ных. Боль­ные при­хо­ди­ли для ис­це­ле­ния, и пре­по­доб­ный вра­че­вал бо­лез­ни бес­плат­но, го­во­ря, что бла­го­дать Бо­жия не про­да­ет­ся. Через обо­ня­ние свя­той узна­вал, ка­кой стра­стью одер­жим тот или иной че­ло­век. При­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му Ила­ри­о­ну и же­ла­ю­щие спа­сать свою ду­шу под его ру­ко­вод­ством. С бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­но­го по всей Па­ле­стине на­ча­ли воз­ни­кать мо­на­сты­ри. Пе­ре­хо­дя из од­ной оби­те­ли в дру­гую, он утвер­ждал в них стро­гий по­движ­ни­че­ский об­раз жиз­ни. За семь лет до кон­чи­ны († 371–372) пре­по­доб­ный Ила­ри­он по­се­лил­ся на Ки­п­ре, где под­ви­зал­ся в пу­стын­ном ме­сте, по­ка Гос­подь не при­звал его к Се­бе.

Материал взят с сайта https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-velikij

Память VII Вселенского собора

Опубликовано: 27.10.2019

27 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, совпавшую в этом году с памятью святых отцев VII Вселенского собора, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

VII Вселенский собор был созван в 787 году в г. Никее благочестивой царицей Ириной против ереси иконоборчества, сотрясавшей православную Церковь Византии более 60 лет. На соборе было восстановлено почитание икон, разрешившее употреблять в церквах и домах священные изображения Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением, но не служением, какое прилично одному только Богу, а целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом.

На соборе был утвержден догмат иконопочитания, изложенный в оросе (правиле), который гласил: 

"Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:

подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.

Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением,

не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству,

но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется лицу изображенного на ней".

Таким образом, догмат иконопочитания подчёркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, целования, - а не служения-латрии, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению и, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображённому лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства.

Иконопочитание стало возможным по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, вследствие чего стало возможным на иконе изображение человеческой природы Христа, от которой в Его единой Ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», поэтому образ (икона Христа), указывающий на Лицо (Ипостась) Христа, есть действительно (по действию-энергии) само это Лицо, Сам Христос, хотя и отличается от изображенного Лица по материальному составу, который использовался при создании иконы.

Состоялось совместное межрегиональное мероприятие, посвященное памяти иерея Александра Платоновича Ардашева

Опубликовано: 25.10.2019

25 октября состоялось совместное межрегиональное мероприятие, посвященное памяти иерея Александра Платоновича Ардашева.

Организаторы мероприятия: храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне – настоятель протоиерей Кирилл Каледа, храм Всех Святых в земле Российской просиявших в Черемушках города Москвы – настоятель протоиерей Виктор Алипичев и Региональная общественная организация «Культурно-просветительский центр имени Ардашевых».

Участники: представители Русской Православной Церкви, федеральных и государственных структур, общественных организаций, деятели российской науки и культуры, студенты и воспитанники духовных учреждений, учащиеся ГБОУ г. Москвы.  На официальной части мероприятия присутствовало 75 человек.

Программа мероприятия была насыщенной и включала в себя:  

Подробнее...

Память мучеников Сергия и Вакха

Опубликовано: 21.10.2019

20 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, совпавшую в этом году с памятью мучеников Сергия и Вакха, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий. 

В этот день Церковь чтит память мучеников Сергия и Вакха - святых, которые жили в IV веке и пострадали во время гонений императора Максимиана. 

Через 1000 лет после смерти угодников Божиих в Российской земле юноша Варфоломей вступил на монашеский путь с именем Сергий. Его постригли в монахи в честь мученика Сергия. Став великим игуменом и собирателем земли Русской, он способствовал тому, чтобы Русская земля и Русская Церковь оставались едиными. От Преподобного Сергия осталось несколько слов к своим ученикам, и одни из них звучат так: «Любовью и единением спасемся».

Визит архиепископа Феогноста

Опубликовано: 16.10.2019

16 октября Андреевскую обитель посетил высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, который совершил литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в сослужении Наместника монастыря преосвященнейшего Феофилакта, епископа Дмитровского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и управляющего Юго-западным викариатством города Москвы, и братии монастыря. 

На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении высокопреосвященнейший Феогност вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий. 

После отпуста владыка Феогност обратился со словом к молящимся, раскрывшем смысл притчи из Евангельского чтения этого дня о здании, которое в одном случае было основано на камне и не погибло во время искушений, а в другом случае построено на песке, и поэтому обрушилось при случившихся напастях.

После богослужения состоялась праздничная трапеза.