Визит высокопреосвященнейшего Феогноста, наместника Троице-Сергиевой Лавры

Опубликовано: 19.02.2019

19 февраля Божественную Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего Андреевской обители возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству. Ему сослужили наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы епископ Дмитровский Феофилакт и братия монастыря в священом сане. Песнопения исполнил монастырский хор.

После отпуста архиепископ Феогност обратился к молившимся за Божественной литургией со словом, в котором выделил выражение из апостолького чтения: "питающиеся своею лестью" (2 Пет. 2:13). Лесть, или, используя святоотеческий термин, прелесть, есть опасное и погибельное состояние души, а примером человека, впадшего в такое состояние, может служить фарисей "Притчи о мытаре и фарисее" из Евангельского чтения прошедшего воскресного дня (Лк. 18:10-14). 

Состояние такого человека не только является опасным и погибельным, но и крайне сложно исправимо, так как сложнее всего исправить состояние самообмана человека, если только не произойдет особое чудо Божие. Самообман же человека, подобного фарисею, заключается и в ложной похвале теми добродетелями, совершенствование в которых для человека беспредельно, и в уничижении ближнего, мытаря, то есть в мысли, что он, фарисей, "не якоже прочии человецы", и в том, что такой человек не замечает нищету своей души. Поясняя духовную ошибку фарисея, приведшую к самообольщению, владыка напомнил мысль святителя Московского Филарета (Дроздова), что Бог сотворил мир из ничего, и поэтому не сможет сотворить и в человеке нечто новое, пока человек не почувствует, что он - ничто.

Напоминание о Евангельской притче, а также и об опасности духовного самообольщения, весьма уместно перед поприщем Великого поста, так как пост является лишь средством к внутреннему совершенствованию, которое беспредельно, а в основе самосовершенствования лежит созерцание человеком своей духовной нищеты. Если же пост становится самоцелью и предметом самовосхваления, как у фарисея, то такое отношение  ведет человека в состояние духовной прелести, самообмана, в результате которого он начинает "питаться своей лестью".

По окончании Божественной литургии состоялась праздничная трапеза для служащих и гостей, присутствовавших на литургии.