Троицкая Родительская суббота

Опубликовано: 17.06.2019

15 июня, в Троицкую Вселенскую родительскую субботу, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес благочинный монастыря игумен Никон. По окончании Литургии братией монастыря была отслужена соборная панихида.

В течение богослужебного года Церковь совершает две Вселенские родительские субботы: перед праздником Святой Троицы и за неделю до начала Великого поста. Оба этих дня посвящены памяти всех от века почивших православных христиан.

Кондак Вселенской Родительской субботы, глас 8

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

Отдание Пасхи

Опубликовано: 07.06.2019

5 июня, в день Отдания Пасхи, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Отданием в церковном календаре называется день, когда торжественно заканчивается совершение церковного праздника, а сам период продолжения празднования называется попразднством. Двунадесятые праздники имеют обычно период попразднства в пределах недели, но Пасха, как Праздников Праздник и Торжество Торжеств, имеет период попразднства в 39 дней, непосредственно примыкая к следующему великому событию Евангельской истории, Вознесению Господа нашего Иисуса Христа, которое, по Священному Писанию, произошло на сороковой день. Таким образом, последний из дней празднования Пасхи и является Отданием. В этот день как бы обозревается весь прошедший Пасхальный период, и в начало служб Отдания включаются пасхальные последования, которые были характерны только для самого Праздника Пасхи и дней Светлой седмицы. Может использоваться и другой вариант, когда вся служба Отдания служится пасхальным чином, полностью повторяя службы дней Пасхи и Светлой седмицы. Все это дается нам в утешение, чтобы, прощаясь в этом церковном году с Праздником Праздников, мы бы продолжали ощущать, что Христос всегда остается посреди нас, и что светлая радость Христова Воскресения неизменно спребывает с нами.

И затем, в оставшееся время церковного года, каждый новый воскресный день - Малая Пасха - напоминает нам суть нашей веры, которую мы выражали радостным пасхальным приветствием: "Христос воскресе!" 

Память Владимирской иконы

Опубликовано: 03.06.2019

3 июня, в день памяти Владимирской иконы Божией Матери и святых благоверных равноапостольных царя Константина и царицы Елены, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы, написанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Византии в начале XII века. Через Свой лик, изображенный на этой иконе, Матерь Божия неоднократно являла помощь русскому народу и защищала от нашествия иноплеменников. Празднование Владимирской иконе 3 июня было установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.

Святая равноапостольная царица Елена (ок. 250—330) прославилась своей благочестивой деятельностью по распространению христианства в Римской империи, бывшей в то время языческим государством. Именно благодаря ей были проведены раскопки в Иерусалиме, в процессе которых были обретены важнейшие христианские святыни: Гроб Господень и Животворящий Крест.

Святой равноапостольный царь Константин, римский император, - сын святой царицы Елены. Будучи вначале по мировоззрению язычником, он обратился в христианство после того, как чудесно явившийся ему во сне Христос повелел начертать на щитах и знаменах войска перед решающей битвой буквы ХР, а во время самой битвы на следующий день Константин увидел на небе знамение Креста и услышал голос "Сим победиши".

Константин был первым римским императором, официально прекратившим гонения на христиан, а затем давшим христианской Церкви статус государственной религии. Впоследствии он созвал Первый Вселенский собор, осудивший ересь Ария и исповедавший Христа единосущным Отцу и Истинным Богом.

Также Константин Великий построил новую столицу Римской империи, названную в честь его имени Константинополем, на месте старинного города Византия. Константинополю был усвоен статус второй столицы, Второго Рима, и впоследствии, после разделения империи на Западную и Восточную части, Константинополь стал столицей нового государства, Византии, сохранявшей и развивавшей православную веру, в противовес латинствующему Западу. Как известно, именно из Византии Русь получила православную веру и православную церковную иерархию при святом равноапостольном Князе Владимире.

Неделя о самаряныне

Опубликовано: 27.05.2019

26 мая, в воскресный день, который называется в церковном календаре Неделя о самаряныне, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес благочинный монастыря игумен Никон.

В этот воскресный день мы слышим чтение 4-й главы Евангелия от Иоанна, в котором повествуется о том, как Христос, утрудившись от пути, присел около колодца и просил дать ему пить воды у женщины Самарянки. Самарянами назывался народ, возникший от остатков иудейского народа и язычников, пришедших в Иудею во время вавилонского завоевания. Самаряне приняли Пятикнижие пророка Моисея, однако продолжали служить своим языческим богам. Именно поэтому Самарянка с удивлением отнеслась к просьбе Христа, так как "Иудеи с Самарянами не сообщаются".

Однако Христос, желая показать, что Свет истинного Богопознания воссиял теперь для всех народов, прежде "сидевших во тьме и сени смертной" (Мф. 4:16), отвечает ей: "всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную."

И затем, открыв женщине только ей известные события ее жизни, Христос дает новое учение об истинном Богопознании, когда говорит:

"поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". 

Заседание коллегии по монастырям и монашеству

Опубликовано: 25.05.2019

23.05.2019

 

В Донском монастыре состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству

 

23 мая в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству (СОММ), в котором приняли участие наместники и игумении ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви.

В приветственном слове перед началом заседания председатель Синодального отдела архиепископ Каширский Феогност представил собравшимся новых членов Коллегии СОММ, которые согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2019 года включены в ее состав. Новыми членами Коллегии СОММ стали: епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; епископ Можайский Леонид, наместник Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина пустынь; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Оптиной пустыни, пресс-секретарь СОММ; архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Георгиевского монастыря Уфимской епархии; игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии; игумен Петр (Мажетов), настоятель Косьминской мужской пустыни Серовской епархии; иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря; игумения Неонилла (Фролова), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря.

Затем архиепископ Феогност ознакомил участников с повесткой заседания и предложил архимандриту Стефану (Тараканову), заместителю председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятелю московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, рассказать о направлении работы СОММ, связанном с инспекционными поездками членов Коллегии в епархиальные монастыри Русской Православной Церкви. Предваряя выступление архимандрита Стефана, председатель Отдела поблагодарил членов Коллегии за проделанную в 2018 году работу и выразил надежду, что братское молитвенное и деловое общение с монастырями, которые посетили представители Отдела, будет продолжено и епархиальные обители смогут и в дальнейшем обращаться за помощью в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

Архимандрит Стефан сообщил, что до конца текущего года члены Коллегии СОММ посетят 17 епархий Русской Православной Церкви. Его Высокопреподобие также напомнил членам Коллегии, что Синодальным отделом по монастырям и монашеству были созданы специальные памятки для выезжающих в монастыри с инспекционными поездками, где подробно описано, на что необходимо обращать внимание при посещении епархиальных обителей. Особого внимания, подчеркнул архимандрит Стефан, требуют внутренняя жизнь монастырей, духовная жизнь обителей и духовное образование монашествующих. Заместитель председателя СОММ попросил членов Коллегии при посещении епархий проявлять заботу о поставленных недавно игуменах и игумениях и открывшихся в епархиях новых монастырях. В завершение выступления докладчик рассказал, какие именно сведения надлежит включать в отчеты о поездках.

Заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) в своем выступлении поделилась с участниками заседания обобщенным опытом взаимодействия членов Коллегии Отдела с открытыми недавно монастырями и новоназначенными игуменами/игумениями епархиальных монастырей, напомнив, что главной задачей СОММ является оказание помощи обителям. За период с мая 2018 года по май 2019 года в Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации было открыто пять новых монастырей в Ставропольской, Петрозаводской, Уфимской и Оренбургской епархиях. За этот же период стажировку в ставропигиальных и благоустроенных епархиальных обителях прошли 19 вновь назначенных игуменов и игумений. Важно, чтобы монастыри не чувствовали себя изолированно, чтобы игумены и игумении не боялись говорить о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Матушка Иулиания также отметила, что неформальное братское или сестринское отношение является определяющим в развитии взаимодействия между монастырями. По мнению заместителя председателя СОММ, у многих членов Коллегии сложились именно такие отношения с теми монастырями, куда были предприняты инспекционные поездки.

Настоятельница Зачатьевской обители поделилась воспоминаниями, как в начале своего игуменского служения она получила большую пользу от присутствия при обсуждении трудных вопросов монастырской жизни опытными игумениями. Игумения Иулиания также отметила, какое значение для формирования правильного руководства обителью имеют монашеские встречи и конференции. Матушка высказала пожелание игуменам и игумениям принимать участие в проводимых Отделом встречах, а при отсутствии такой возможности — знакомиться с материалами конференций. Доклады и сообщения духовно опытных игуменов, Преосвященных архиереев могут восполнить недостаток живого общения. Отделом изданы и размещены на сайте «Монастырский вестник» материалы всех конференций. Также доступны печатные версии докладов.

Наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) выступил перед участниками заседания с сообщением об организации системы базового богословского образования монашествующих. Игумен Петр напомнил, что начавшийся в 2018 году процесс апробации стандарта базового богословского образования позволил получить церковную аккредитацию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви двенадцати соискателям. В 2019 году запланировано открытие курсов в семи митрополиях.

Доклад пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) зачитала главный редактор сайта «Монастырский вестник» Е.П. Орлова. Среди основных направлений информационной деятельности СОММ в докладе были выделены следующие: наполнение портала СОММ новостными и публицистическими материалами о событиях монастырской жизни; формирование базы данных (в настоящее время — епархиальных монастырей Русской Православной Церкви), издательская деятельность и работа монастырей в социальных сетях. Как было отмечено в докладе, на текущий момент в базе данных портала СОММ созданы страницы 428 монастырей 100 епархий. Однако не все монастыри предоставили о себе данные для наполнения базы, в связи с чем информацию об обителях специалистам Отдела приходится находить в открытых источниках, в том числе на сайтах монастырей. Редакторы Информационной службы СОММ обращаются с просьбой к ответственным за информационную работу в монастырях: регулярно обновлять свои страницы, проверять, не устарели ли сведения о наместниках, актуальны ли расписания богослужений и проч.

От лица пресс-секретаря Отдела Е.П. Орлова поблагодарила руководителей монастырей, которые предоставили анкетные данные о себе для базы данных, а также тех, кто регулярно присылает новости и анонсы предстоящих событий монастырской жизни, и ответственных за работу в социальных сетях. Сегодня число подписчиков на монастырские страницы в соцсетях растет быстрее, чем число посетителей сайтов обителей. Учитывая эту тенденцию, специалисты Информационной службы рекомендуют перенимать положительный опыт у монастырей, чьи страницы пользуются популярностью в сети, приобретенной благодаря качественному контенту и квалифицированной модерации комментариев. Среди положительных примеров были названы страницы «ВКонтакте» Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, страницы в сети «Фейсбук» Свято-Троицкой Сергиевой лавры и епископа Троицкого Панкратия, наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

В заключительной части выступления, посвященного информационной работе Синодального отдела по монастырям и монашеству, главный редактор сайта «Монастырский вестник» напомнила участникам заседания о необходимости отражения в информационном пространстве многообразной просветительской, образовательной, социальной, научной и иной деятельности, которую ведут монастыри Русской Православной Церкви. Именно такого рода информация, по мнению специалистов Информационной службы СОММ, способна стать противоядием от антицерковных настроений современного секулярного общества. 

С.А. Анохина, помощник председателя СОММ по вопросам реставрации, выступила с предложением организовать краткосрочные курсы с программой, охватывающей общие вопросы сохранения, музеефикации объектов культурного наследия, в которых располагаются монастыри, а также юридические аспекты взаимодействия с госорганами охраны культурного наследия.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству уделяет большое внимание повышению квалификации представителей ставропигиальных монастырей, отвечающих за организацию сохранения объектов культурного наследия в монастырских комплексах. Представители монастырей участвуют в симпозиумах, конференциях и других научных мероприятиях, позволяющих получать значительный объем информации по этому направлению, большинство из них имеют специальное образование. Так, например, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре вопросами реставрации памятников занимается архитектор высшей категории, федеральный эксперт Минкультуры РФ С.В. Демидов, в Даниловом монастыре — архитектор высшей категории, федеральный эксперт Минкультуры РФ Е.А. Воронцова, в Соловецком монастыре — архитекторы М.В. Пирогов, Н.В. Соколова, в Зачатьевском монастыре — инженер И.Г. Сопов.

С.А. Анохиной были предложены направления и темы, по которым могли бы обучаться представители монастырских комплексов, отвечающие за реставрацию объектов культурного наследия обителей. Среди них — музейное направление, архитектурная и инженерная реставрация, реставрация икон и настенной живописи, юридические аспекты передачи религиозным организациям объектов культурного наследия и музейных ценностей.

Продолжая тему информационной деятельности монастырей, опытом ведения личной страницы в сети «Фейсбук» поделился епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамской Спасо-Преображенской обители. Среди особенностей работы в социальных сетях епископ Панкратий выделил необходимость личного участия человека, который ведет свою страницу. Социальные сети являются средой для общения молодежи. Молодых людей чаще можно встретить среди подписчиков монастырских страниц, чем среди посетителей официальных сайтов обителей. Имея потребность в общении, молодежь стремится находить единомышленников, объединяться в группы по интересам, участвовать в обсуждении актуальных тем. Православных людей интересует внутренняя жизнь монастырей. Вокруг монастырских страниц часто формируется своего рода виртуальная община, которая по численности может превышать общину прихожан обители. У этих людей есть запрос на живое общение: их мало интересует официоз, они хотят, чтобы с ними искренне говорили о проблемах, честно отвечали на их вопросы. Однако, считает владыка, посты на своей странице надо уметь прочитывать не только глазами друзей. Война против Церкви и человека ведется в том числе и в пространстве социальных сетей. В этой связи епископ Панкратий отметил необходимость квалифицированного подхода к информационной работе в монастырях. 

На Коллегии в очередной раз был поднят не утрачивающий актуальности вопрос об использовании в монастырях современных средств связи. Игумения Иулиания (Каледа) поделилась своим опытом организации послушаний, требующих работы с мобильным телефоном и компьютерами. Телефоном имеют право пользоваться только игумен/игумения и старшие братия/сестры. Компьютер с выходом в интернет также используется только по послушанию ограниченным кругом лиц. По возможности насельники монастыря освобождаются от подобных послушаний, и они передаются мирским сотрудникам и помощникам из числа прихожан.

О том, как в монастырях решаются вопросы выхода насельников монастырей за стены обители, поделились с участниками заседания епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, и игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия. Епископ Дионисий отметил, что помочь братии в вопросе удаления от мира в наши дни невозможно, увеличивая высоту стен и бдительность привратников. На духовном Соборе братия Новоспасской обители приняла решение составить свод внутренних правил для насельников обители, главу из которых, посвященную вопросу выхода насельников монастыря за стены обители, епископ Дионисий предложил обсудить участникам заседания. Владыка предупредил, что кому-то эти правила могут показаться очень суровыми, однако их смысл заключается не в организации внешнего порядка, а лишь в том, чтобы братия учились жить по благословению. Ограничение использования мобильных устройств, по мнению наместника Новоспасского монастыря, напрямую связано с исполнением обетов удаления от мира.

Игумения Елисавета (Позднякова) рассказала, что поскольку Марфо-Мариинская обитель милосердия занимается социальной деятельностью, то в монастыре многими вопросами занимаются сотрудники обители, что сильно снижает необходимость выхода сестер за ее пределы. Монастырь активно пользуется службой доставки нужных для жизни сестер вещей. Закупки совершаются, как правило, централизованно. На время отдыха сестры выезжают на монастырское подворье или, что бывает крайне редко, ездят в паломнические поездки к святыням. Лечение насельницы монастыря проходят в больнице святителя Алексия или у специалистов, которых рекомендуют ее врачи. По мнению матушки Елисаветы, выход сестер из обители, в том числе и связанный с лечением и отдыхом, должен осуществляться только по благословению игумении монастыря.

Выступления епископа Можайского Леонида, наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, и игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, были посвящены значению богослужения в жизни обители, в том числе контролю за посещением монашествующими служб суточного круга. Владыка Леонид напомнил: из летописей Оптиной пустыни известно, что в XIX веке посещение богослужений для насельников было обязательным. Нынче это правило относится, прежде всего, к полунощнице, и в целом наместник и благочинный обители не оставляют без внимания то, насколько регулярно братия бывает на службах.

Матушка Викторина рассказала, как постепенно она и сестры шли к пониманию того, что богослужение является центром монашеского бытия, как с течением времени удалось осуществить в монастыре совершение полного суточного круга богослужений. Благословение и направление на этот путь были получены непосредственно от приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II, по словам игумении Викторины, «очень четко сказавшего о первостепенности богослужения и молитвы в жизни монаха и необходимости возрождать молитвенное делание». Желание быть на богослужении все остальное ставит на свои места, сказала матушка: «Господь помогает сделать необходимое и все успеть». Именно любовь иноков к богослужению и сам единый богослужебный ритм определяют правильное устроение обители.

Подводя итоги заседания, архиепископ Феогност от лица монашествующих выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за организацию работы Синодального отдела по монастырям и монашеству и предоставленную возможность делиться опытом и учиться друг у друга монашеской жизни.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Память апостола Иоанна Богослова

Опубликовано: 21.05.2019

21 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова,  епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Память возлюбленного ученика Христова совершается Церковью дважды в году, 9 сентября нового стиля, в день его блаженной кончины, и 21 мая, когда, по преданию, каждый год из могилы апостола Иоанна выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней. 

Иоанн Богослов оставил после себя Евангелие, 3 Соборных послания и Апокалипсис (Откровение о грядущих судьбах мира). Церковь недаром называет его Богословом, потому что он передает нам самые главные идеи Новозаветного откровения: Что Бог есть Слово, Логос, которое было изначала у Бога (и поэтому все, что существует в мире, и жизнь природы, и человека, объяты словом, логосом и имеют глубокий божественный смысл - жизнь человека не бессмысленна, но причастна Слову, Логосу Божию - Ин.1:1-5); что Бог есть Любовь (а не только карающая правда, как в Ветхом завете), и что пребывающий в любви в Боге пребывает (1 Ин. 4:7-16); что Таинство причащения Плоти и Крови есть главное Таинство, соединяющее нас со Христом и дарующее нам вечную жизнь ("Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Kровь пребывает во Мне, и Я в нем. Kак послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною" Ин.6:56-57), что Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы (1 Ин. 1-5).

"1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. 4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. 5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас". (Апостольское чтение праздника, 1е соборное послание Иоанна Богослова, Первая глава).

Неделя о расслабленном

Опубликовано: 20.05.2019

В четвертое воскресенье по Пасхе, которое называется Неделя о расслабленном, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

В этот воскресный день вспоминается чудо, которое совершил Христос, исцелив расслабленного, лежавшего на одре 38 лет при купели у Овечьих ворот в Иерусалиме.

Душа каждого верующего сравнивается с таким расслабленным, который лежит в немощи вследствие своих грехов. Христос приходит и дарует душе человека как прощение грехов, так и дар исцеления телесных немощей, если сам человек, как и расслабленный при купели, прибегает к помощи Божией и кается в своих грехах. 

Кондак, глас 3

Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих,/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Бо́жественным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да́ зову́ Ти́, спаса́емь:// Ще́дрый, сла́ва Христе́, держа́ве Твое́й.

Неделя святых Жен Мироносиц

Опубликовано: 13.05.2019

12 мая, в третий Воскресный день по Пасхе, который называется Неделя святых Жен Мироносиц, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес благочинный игумен Никон. Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского монастыря под управлением Д.Н. Павлова.

В этот воскресный день Церковь воспоминает святых Жен-Мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима - тайных учеников Христовых. 

Святые Жены Мироносицы были свидетелями Крестной смерти Спасителя в то время, когда и ближайшие ученики Христа разбежались "страха ради иудейска". Мироносицы, пришедшие помазать лежащее третий день во гробе Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Своей глубокой верой и преданностью Господу Мироносицы исполнили те слова, которые впоследствии скажет апостол Павел: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом". (1 Кор. 1:27-29) 

В церковной традиции сегодняший праздник называют православным Женским днем, потому что в лице Жен Мироносиц Церковь прославляет и всех женщин и их служение ради Господа, которое также часто оказывается немудрым и немощным и незначащим внешне, - но которое выбирается  Самим Господом, чтобы посрамить внешне сильное и значащее, - своей глубокой верой и верностью Христу.

 

 

Юбилей преосвященного Феофилакта, епископа Дмитровского

Опубликовано: 01.05.2019

 

30 апреля 2019 года, во вторник Светлой седмицы, в Андреевском ставропигиальном мужском монастыре Москвы состоялось торжественное Богослужение.

 

В этот день Андреевскую обитель посетил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност, который возглавил в монастырском храме Воскресения Словущего Божественную Литургию Пасхальным чином.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы епископ Дмитровский Феофилакт, братия обители, а также благочинные и настоятели храмов Юго-Западного викариатства столицы.

Диаконский чин возглавил помощник председателя Отдела внешних церковных связей протодиакон Владимир Назаркин.

В храме молились духовенство храмов викариатства, а также прихожане, гости и паломники.

По окончании Литургии состоялся Пасхальный Крестный ход с чтением Святого Евангелия и окроплением верующих освященной водой.

Затем владыка Феогност поздравил епископа Феофилакта с 70-летием со дня рождения, зачитал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и сообщил, что Его Святейшество подписал указ о награждении епископа Феофилакта орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени в связи с памятной датой.

«Его Преосвященству Преосвященнейшему Феофилакту, епископу Дмитровскому, управляющему Юго-Западным викариатством г. Москвы, наместнику Андреевского ставропигиального мужского монастыря

Ваше Преосвященство!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сим радостным восклицанием сердечно приветствую Вас и поздравляю с 70-летием.

Вы имеете возможность отмечать эту знаменательную дату в светлые пасхальные дни, когда Церковь торжественно прославляет Начальника жизни и Победителя смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вняв гласу Призывающего, Вы избрали для себя стезю иерархического служения, которое требует немалых усилий и сопряжено с большой ответственностью.

В минувшие годы Священноначалием нашей Церкви на Вас возлагались различные послушания: Вы работали в Издательском отделе Московской Патриархии, трудились на педагогическом поприще в Московских и Киевских духовных школах, восстанавливали Гефсиманский Черниговский скит, созидали церковную жизнь в Брянской и Севской епархии.

Ныне Вы совершаете архипастырское служение в первопрестольном граде Москве, управляя Юго-Западным викариатством, а также заботясь о развитии иноческой жизни в Андреевском мужском монастыре.

Во внимание к усердным трудам и в связи с 70-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.

Молитвенно желаю Вам крепости сил, помощи Божией и преуспеяния в дальнейшем делании во благо Святой Церкви.

Всещедрый Господь да хранит Вас в добром здравии на многая лета.

С любовью о Христе Воскресшем

+ КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ»

Архиепископ Феогност подарил юбиляру пасхальное яйцо. Ранее, по прибытии в Андреевскую обитель, Высокопреосвященнейший владыка вручил епископу Феофилакту две панагии.

От лица духовенства Юго-Западного викариатства юбиляра поздравил благочинный храмов Параскево-Пятницкого округа протоиерей Анатолий Кожа.

Епископ Феофилакт в ответном слове поздравил молившихся во время Богослужения со Святой Пасхой Христовой и выразил особую благодарность Святейшему Патриарху Кириллу. Он поблагодарил архиепископа Феогноста и всех присутствующих за соборные труды и молитвы, а также поздравление с памятной датой.

Затем, по благословению Его Святейшества, епископ Феофилакт вручил Патриаршие награды.

Иерей Антоний Фукс, клирик храма Всех Преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы, во внимание к добросовестным трудам на ниве духовно-нравственного воспитания, в связи с 50-летием со дня рождения, удостоен Патриаршего знака «За труды по духовно-нравственному просвещению».

Шарапова Ольга Викторовна, главный врач Городской клинической больницы им. В.В. Виноградова, депутат Московской городской думы, во внимание к трудам на благо Святой Церкви и общества, в связи с 60-летием со дня рождения, удостоена ордена Святителя Луки Крымского III степени. На территории ГКБ им. В.В. Виноградова активно ведется подготовка к строительству храма во имя Святителя Луки, приписного к храму Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке г. Москвы.

Во внимание к многолетним трудам на приходском церковном послушании, Патриарших грамот были удостоены:

- Брянских Тамара Алексеевна, педагог Воскресной школы при храме Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке г. Москвы, в связи с 70-летием со дня рождения;

- Орлова Людмила Евгеньевна, свечница храма Живоначальной Троицы в Воронцове
г. Москвы, в связи с 70-летием со дня рождения;

- Березанская Татьяна Александровна, свечница храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы, в связи с 60-летием со дня рождения;

- Пономарева Валентина Сергеевна, свечница храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы, в связи с 60-летием со дня рождения;

- Михайлов Дмитрий Всеволодович, певчий хора храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино г. Москвы, в связи с 50-летием со дня рождения.

Во исполнение благословения Святейшего Патриарха Кирилла, по традиции на торжественное Богослужение были приглашены священнические семьи, являющие добрый пример семейной жизни. От Андреевского благочиния – семья протоиерея Романа Маркова, настоятеля храма Преображения Господня в Старом Беляеве, воспитывающего с супругой шестерых детей; от Параскево-Пятницкого благочиния – семья иерея Сергия Романова, клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенев, воспитывающего с супругой восьмерых детей. Епископ Феофилакт поздравил их со Светлым Христовым Воскресением, пожелал помощи Божией и вручил памятные подарки.

В завершение все участники Богослужения были приглашены на праздничную трапезу.

Составлено с использованием материалов сайта https://monasterium.ru