Положение об образовательных курсах для монашествующих Русской Православной Церкви

Опубликовано: 13.07.2015

Документ принят на заседании Высшего Церковного Совета 29 апреля 2015 года и утвержден Священным Синодом 13 июля 2015 года (журнал № 40).

 

Архиерейский Собор 2013 года, констатировав расширение практики получения насельниками и насельницами монашеских обителей богословского образования, постановил продолжить работу в данной сфере и поручил Синодальному отделу по монастырям и монашеству при взаимодействии с Учебным комитетом Русской Православной Церкви «разработать и представить на рассмотрение Священного Синода систему получения монашествующими богословского образования не только в ставропигиальных, но и в епархиальных монастырях с учетом их возможностей» (см. пункт 26 Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 5 февраля 2013 года). Во исполнение данного постановления Архиерейского Собора 2013 года разработана данная концепция.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Концепция создания и организации образовательных курсов для монашествующих Русской Православной Церкви (далее — Концепция) определяет порядок создания и деятельности образовательных курсов для монашествующих и готовящихся к постригу в ставропигиальных и епархиальных монастырях Русской Православной Церкви (далее — образовательные курсы).

1.2. Образовательные курсы могут быть созданы в качестве структурного подразделения без образования юридического лица:

1) духовных образовательных организаций (семинария, академия);

2) образовательных организаций высшего образования (Российский православный университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет);

3) иных образовательных организаций, учредителями которых являются централизованные религиозные организации Русской Православной Церкви.

1.3. Образовательные курсы обеспечивают процесс получения базового богословского образования послушниками и монашествующими Русской Православной Церкви (далее — учащиеся) в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви и действующим государственным законодательством.

1.4. Получение базового богословского образования в рамках образовательных курсов является обязательным для:

1) монашествующих и готовящихся к постригу в ставропигиальных и епархиальных мужских монастырях Русской Православной Церкви, не имеющих духовного образования;

2) насельниц и готовящихся к постригу в ставропигиальных и епархиальных женских монастырях Русской Православной Церкви, не имеющих духовного образования.

К обучению на образовательных курсах допускаются лица в возрасте не моложе 17 лет, имеющие среднее (полное) общее образование и письменное благословение игумена или игумении соответствующего монастыря.

Освобождаются от необходимости прохождения обучения на образовательных курсах лица, достигшие пенсионного возраста (согласно законодательству страны нахождения), а также имеющие ограничения для получения образования по состоянию здоровья. В каждом подобном случае окончательное решение об освобождении от обучения принимается епархиальным архиереем на основании ходатайства игумена или игумении соответствующего монастыря.

Насельники в священном сане (или готовящиеся к принятию священного сана) должны получить духовное образование в соответствии с установлениями Русской Православной Церкви, общими для всех ее священнослужителей.

1.5. При реализации учебных программ образовательные курсы могут использовать следующие формы обучения:

1) очно-заочную (продолжительность обучения — 2 года);

2) заочную (продолжительность обучения — 2 года), в том числе  с использованием дистанционных технологий (продолжительность обучения — 3 года).

По окончании образовательных курсов учащиеся проходят итоговую аттестацию и, при условии успешного прохождения последней, им вручается документ установленного образца.

1.6. Выпускники образовательных курсов могут продолжить процесс получения богословского образования по благословению архиерея и с согласия игумена или игумении обители: монашествующие и послушники мужских монастырей — в духовных образовательных организациях (семинария, академия), монашествующие и послушницы женских монастырей — на регентских или иконописных отделениях духовных образовательных организаций, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, Российском православном университете и иных подобных высших учебных заведениях Русской Православной Церкви. Также выпускники курсов могут продолжить свое обучение на факультетах и кафедрах теологии в светских вузах.

II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. КОНТРОЛЬ

2.1. Методическое обеспечение образовательного процесса в области образования монашествующих и контроль над ним осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам образования монашествующих при Учебном комитете Русской Православной Церкви (далее — Межведомственная комиссия). В состав Межведомственной комиссии входят представители Учебного комитета, Синодального отдела по монастырям и монашеству и Синодального отдела религиозного образования и катехизации по назначению от председателей этих Синодальных учреждений. Председатель Межведомственной комиссии назначается Патриархом Московским и всея Руси по совместному представлению председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству и председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

2.2. Межведомственная комиссия разрабатывает и представляет на утверждение Высшего Церковного Совета церковный образовательный стандарт по базовому богословскому образованию монашествующих Русской Православной Церкви (далее — стандарт).

2.3. Межведомственная комиссия разрабатывает и представляет на совместное утверждение председателя Учебного комитета, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству и председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации:

1) положение об аккредитации образовательных курсов и выдаче образовательным организациям представления Русской Православной Церкви на право ведения таких курсов;

2) форму документа церковного образца, подтверждающего освоение церковной образовательной программы по получению базового богословского образования;

3) иные документы, определяющие порядок реализации настоящей Концепции.

Межведомственная комиссия дает необходимые разъяснения и рекомендации по реализации настоящей Концепции и вышеупомянутых документов.

2.4. Межведомственная комиссия проводит процедуру экспертной оценки и аккредитации образовательных курсов, созданных при образовательных организациях, осуществляет контроль зареализацией образовательных программ в соответствии с утвержденным стандартом и проводит мониторинг исполнения в ставропигиальных и епархиальных монастырях обязательств, предусмотренных в пункте 1.4 настоящей Концепции.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ В ЕПАРХИЯХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

3.1. Образовательные курсы создаются (прекращают деятельность) по решению епархиального архиерея и на основании представления Межведомственной комиссии. По усмотрению епархиального архиерея образовательные курсы могут быть открыты как на базе имеющихся и действующих в регионе образовательных организаций, так и в качестве филиала образовательной организации, действующего непосредственно при монастыре с использованием материально-технической базы обители.

В том случае, если на территории епархии отсутствует образовательная организация, в структуре которой возможно было бы создать образовательные курсы, епархиальный архиерей направляет письменное обращение на имя председателя Межведомственной комиссии с просьбой: либо открыть на территории вверенной его попечению епархии филиал образовательных курсов, действующих при образовательной организации в соседнем регионе, по согласованию с епархиальным архиереем той епархии, где есть образовательная организация, с обязательствами по оплате затрат на его создание и функционирование, либо с просьбой включить готовящихся к постригу и монашествующих вверенной его попечению епархии в число учащихся образовательных курсов, действующих при образовательной организации в соседнем регионе, с обязательствами полной оплаты затрат на обучение направляемых учащихся.

3.2. На основании письменного обращения руководителя образовательной организации, подписанного епархиальным архиереем, Межведомственная комиссия выдает образовательной организации представление о создании (прекращении деятельности) в ее структуре образовательных курсов.Основания и порядок выдачи данного представления определяются Положением, разработанным Межведомственной комиссией в соответствии с пунктом 2.3 настоящей Концепции.

3.3. Епархиальный архиерей:

1) утверждает по представлению руководителя образовательной организации назначение (освобождение от должности) заведующего образовательными курсами;

2) в сотрудничестве с руководителем образовательной организации принимает меры к обеспечению образовательных курсов необходимой материально-технической базой и педагогическими кадрами;

3) осуществляет надзор за деятельностью образовательных курсов и совместно с руководителем образовательной организации несет ответственность за их работу;

4) обеспечивает взаимодействие образовательных курсов с Межведомственной комиссией.

3.4. Заведующий образовательных курсов подотчетен руководителю образовательной организации, через него епархиальному архиерею.

ПРИЛОЖЕНИЕ: ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

Этап первый, пилотный (1 полный учебный год с момента принятия Концепции)

В ходе первого этапа реализации Концепции Межведомственная комиссия:

1) выявляет апробированные образовательные программы различного уровня и различных форм обучения, которые учебные заведения готовы предложить монашествующим и готовящимся к постригу, и разрабатывает на их основе образовательный стандарт в соответствии с пунктом 2.2 настоящей Концепции;

2) разрабатывает Положение об аккредитации образовательных курсов и выдаче образовательным организациям представления Русской Православной Церкви на право ведения таких курсов в соответствии с пунктом 2.3 (подпункт а)) настоящей Концепции;

3) проводит опрос правящих архиереев и руководителей образовательных организаций о возможности открытия пилотных образовательных курсов с целью апробации настоящей Концепции, разработанного образовательного стандарта и Положения об аккредитации образовательных курсов и выдаче образовательным организациям представления Русской Православной Церкви на право ведения таких курсов;

4) определяет ограниченный круг образовательных организаций для участия в первом этапе реализации Концепции и оказывает им консультативное содействие по вопросам организации образовательных курсов;

5) разрабатывает рекомендации по адаптации образовательных программ и форм обучения к нуждам монашествующих;

6) разрабатывает форму документа церковного образца, подтверждающего освоение церковной образовательной программы по получению базового богословского образования, вручаемого выпускнику образовательных курсов;

7) к концу первого этапа реализации Концепции собирает и анализирует мнения правящих архиереев, настоятелей и настоятельниц монастырей, руководства образовательных организаций и учащихся о ходе ее реализации;

8) во взаимодействии с правящими архиереями определяет общецерковный запрос на образование монашествующих и готовящихся к постригу;

9) выявляет возможности учебных заведений по внедрению необходимого числа образовательных программ, адаптированных к нуждам монашествующих;

10) разрабатывает нормативные документы, обеспечивающие внедрение положений настоящей Концепции с учетом высказанных предложений и замечаний.

Этап второй, общий

Для реализации второго этапа реализации Концепции Межведомственная комиссия:

1) представляет на утверждение Высшего Церковного Совета конечный вариант стандарта, созданного с учетом высказанных за время первого этапа реализации Концепции замечаний и предложений;

2) во взаимодействии с правящими архиереями и руководителями образовательных организаций координирует внедрение настоящей Концепции на местах с целью создания необходимого количества образовательных курсов.