Епископ Дмитровский Феофилакт совершил Великое освящение храма Рождества Христова в Черневе

Опубликовано: 30.11.2018

b529 ноября, в день памяти Святого апостола и евангелиста Матфея, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преосвященный Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, управляющий Юго-Западным викариатством, совершил Великое освящение храма Рождества Христова в Черневе.

Сразу после освящения храма была совершена Божественная Литургия.

Епископу Феофилакту сослужили благочинный Андреевского церковного округа города Москвы протоиерей Николай Карасев, первый настоятель храма протоиерей Игорь Федоров, ныне настоятель храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Южном Бутове, настоятель храма протоиерей Николай Улович, клирики храма и города Москвы.

На сугубой ектенье были вознесены молитвенные прошения о сохранении единства Православия и молитва о мире на Украине.

На торжественный праздник собрались верующие Северного и Южного Бутова. Долгое время храм Рождества Христова был единственным храмом района, тысячи людей проши в нем духовное окормление, приняли Крещение или нашли упокоение. Сам старинный храм является старейшим зданием района, был закрыт, заброшен и восстановлен трудами протоиерея Игоря, его первого настоятеля, который сейчас совершает подвиг строительства нового храма поблизости.

После Богослужения епископ Феофилакт поздравил собравшихся в храме богомольцев и передал всем благословение Святейшего Патриарха Кирилла.

Было провозглашего уставное многолетие Святейшему Патриарху Кириллу.

Епископ Феофилакт вручил высокую Патриаршую награду потрудившимся в востановлении древнего храма и многие года заботившимся об устроении в нем церковной жизни: протоиерей Игорь Федоров был награжден орденом Русской Православной Церкви Преподобного Серафима Саровского 3 степени, также бывший староста храма Шувчук Иван Васильевич, ныне старосте храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Южном Бутове награжден орденом Русской Православной Церкви Преподобного Серафима Саровского 3 степени.

Настоятель храма поблагодарил епископа Феофилакта за совершенное Богослужение и архипастырское попечение.

История храма Рождества Христова в Черневе

В 1683 году на пустоши Вышнее Чернево Яков и Никита Таракановы поставили для себя двор и построили деревянный храм в честь Рождества Христова, отчего пустошь стала называться селом Вышнее Чернево. В 1709 храм упоминается как деревянный, а в 1722 уже говорится о каменном:

«Иван Пакратьев сын Любач и крестьянин Данило Екимов сын Ирхин дали они сию на себя запись полковнику Алексею Ивановичу Тараканову, в том, что подрядились в Подмосковной ево вотчине в селе Чернево построить церковь каменную и делать им церковь крестообразную, грановитую»

Первыми клириками храма были священник Алексей Иванов, служивший здесь с момента постройки деревянного храма в 1683 году по 1709, а с 1704 года – дьячек Алексей Климов и пономарь Матвей Григорьев.

Храм был типичным вотчинным начала XVIII века – небольшой, кирпичный, рассчитанный на моление одной семьи и их челяди. Он был самой высокой постройкой в усадьбе и некогда возвышался над всей округой. Для постройки выбрали тип лепесткового в плане здания, распространённый с конца XVII века. Черневский храм построен в данной типологии одним из последних и одним из самых простых по формам и декору. Видимо, стольники Таракановы не могли себе позволить сделать богатый белокаменный декор, к тому же уже вышедший из моды к 1720-м гг. Большинство храмов этого типа не имели отдельно стоящих колоколен, были «иже под колоколы», то есть церковный купол имел ярус звона. По-видимому, у Черневского храма также первоначально звонница находилась в куполе, переделанном в XIX веке. Колокольню пристроили при Н. Д. Черткове.

Интересно описание села Чернево, данное в «Экономических примечаниях» 1770-х годов:

«Село Чернево расположено на овраге. В селе церковь каменная во имя Рождества Христова. Господский дом деревянный на каменном фундаменте. При нём сад регулярный с плодовитыми деревьями, три пруда на овраге, в них рыба: караси и лини, которые, как и плоды, употребляются для домашнего расходу. Земля иловатая, на ней лучше родится овёс, а ячмень, рожь, пшеница и сенные покосы посредственны. Лес еловый, берёзовый, осиновый – в строение годный, в отрубе в 3–4 вершка, вышиною в 4 сажени. В нём звери: лисицы и зайцы; птицы: соловьи, скворцы, дрозды, тетерева и чижи, а в полях – перепелы… Крестьяне состоят на изделье, земли помещика пашут по 55 десятин в поле. Промышляют хлебопашеством. Женщины сверх полевой работы прядут лён, шерсть и ткут холсты и сукна для своего употребления».

Известно, что черневские крестьяне попросили приписать храм к близлежащему Введенскому в селе Ивановском, так как не успевали обрабатывать церковные земли, с соответствующим прошением к митрополиту Платону обращался в 1800 году священник Василий Романов. Прошение было удовлетворено и Христорождественский храм был приписан к церкви в Ивановском.

В 1812 году по Калужскому тракту отступали французы, среди местных жителей долго бытовала легенда о том, что заночевавший в этих краях знаменитый маршал Ней впопыхах оставил здесь свою саблю и черновые листки на французском, а в Большом Бутовском пруду вообще покоится на дне несметный французский клад. В районе Потапово существовали долгое время могилы погибших французов. А в Чернево во время кампании Наполеона у священника была похищена ставленническая грамота.

В 1830-х–1850-х годах имение принадлежало генерал-лейтенанту Николаю Дмитриевичу Черткову (1794—1852), командиру Тверского драгунского полка, основавшему в Воронеже Михайловский кадетский корпус. Его брат Александр Дмитриевич Чертков был известным историком, основателем знаменитой Чертковской библиотеки, переданной после его смерти в Исторический музей. Их усадебный дом не сохранился, и когда его уничтожили, неизвестно. В конце XIX века имение делится на две части, которые называются по фамилиям приобретших их помещиков – «Лебедево» и «Шубино».

Последним настоятелем храма был отец Николай Воронцов, служивший также директором и учителем церковно-приходских школ в Чернево и Воскресенском. У отца Николая было пятеро детей, женат он был на дочери священника Иоанна Воздвиженского, служившего в храме до него.


Новомученик Николай Воронцов

После революции какое-то время храм продолжал существовать как сельский приходской. Вокруг него сформировалось сельское кладбище. А в конце 1930-х годов службы в церкви прекратились. Отец Николай был расстрелян 8 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.

По воспоминаниям родственников, отец Николай до последнего был предан своей вере и никогда не отказывался от священнического звания, хотя и вынужден был работать после закрытия храма на заводе.
Здание церкви оставалось нетронутым еще в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов, а в 1970-е жители села установили у кладбища памятник своим погибшим на войне односельчанам.

1950-1975. Из книги «Памятники архитектуры Московской Области» М. 1975

В 1974 году храм внесен в списки памятников архитектуры, состоящих под охраной государства, но к тому времени он был уже настолько разграблен, что не осталось и покрытия полов.

Современная жизнь храма Рождества Христова в Черневе ведет отсчет с 1989 когда храм вновь был передан Русской Православной Церкви. С 1993 года, начиная с первых молебнов возле храма, в нем возобновились регулярные Богослужения. Настоятелем храма тогда был назначен иерей Игорь Федоров. С 1995 г. храм стал Патриаршим подворьем. За 23 года настоятельства протоиерея Игоря храм полностью восстановлен, территория благоустроена, а рядом построено здание Воскресной школы.

В каталоге «Памятники архитектуры Московской области» написано: «От Москвы с Курского вокзала до станции Бутово – 30 км, далее пешком 4 км». Именно так и приходилось добираться до деревни Чернево еще 20–25 лет назад. А сейчас рядом с местом, где стоит храм Рождества Христова в Черневе, проходит линия «легкого метро». Самой деревни уже не осталось, только храм, кладбище, запруженная речка – приток Чечёры, да несколько старинных лип.