Преполовение Пятидесятницы (к отданию)

Опубликовано: 25.05.2022

Эортологический этюд

В Богослужебном отношении Преполовение Пятидесятницы — уникальный праздник. Это недвунадесятый Господский праздник без литии и полиелея, но по многим особенностям он близок праздникам двунадесятым. Среди недвунадесятых праздников Триоди Преполовение Пятидесятницы имеет самый длительный период попразднства — 7 дней. Даже у Антипасхи нет отдания, а Преполовение имеет торжественное отдание со славословием. Преполовение Пятидесятницы и Антипасху роднит то, что оба эти праздника в нашем Уставе не являются двунадесятыми (хотя по богословскому значению могли бы войти в их число) и имеют ряд богослужебных признаков, присущим только двунадесятым праздникам.

Преполовение имеет свой особый задостойник[1] и свой причастен; пение катавасии 8-го гласа (не пасхальной)[2]; на 9-й песни не поется «Честнейшую…»; светилен праздника поется трижды, что характерно только для двунадесятых праздников.

Греческий профессор литургики Иоанн Фундулис[3] писал так: «Лишь немногие люди приходят в храмы в праздник Преполовения Пятидесятницы, тогда как многие даже не подозревают, что в среду после Недели о расслабленном Церковь празднует великий Господский праздник». Преполовение Пятидесятницы — самый недооценённый праздник в нашем Богослужебном годовом круге: его название не выделено в календарях красным шрифтом, он не входит в списки важнейших праздников Православной Церкви. Находясь в середине периода Пятидесятницы, он соединяет собой два важнейших праздника Цветной Триоди — Пасху и Пятидесятницу. В Уставе Великой церкви[4] Преполовение Пятидесятницы называется «Середина Пятидесятницы» (греч. Μεσοπεντηκοστή)[5].

Петр Хрисолог: «Так же, как опытный путешественник, стремящийся к своей цели, особенно рад вспомнить, какой длинный путь он уже проделал, и от этого становится ещё сильнее, чтобы завершить то, что ему оставалось, и вся сила его обновляется. Так и мы с торжественной радостью и благочестием проведём этот день, который смягчает и умеряет пылкость

нашего ожидания, чтобы со свежими душевными силами мы достигли истинной благодати и радости Святого Духа[6]».

Преполовение Пятидесятницы и соединяет два разных по содержанию праздника, и в то же время проводит между ними границу. Вспомним акростих канона: «Преполовение праздников превеликих похвалю».

 

Наста преполовение дней, / от спасительнаго начинаемых востания, / Пятдесятницею же Божественною печатаемое, / и светится светлости обоюду имущее, и соединяющее обоя, / и приити славе предъявляющее, / Владычняго Вознесения предпочитает (1-я стихира на «Господи, воззвах...»).

 

В этой стихире перечислены Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Преполовение, таким образом, присутствует в этом ряду великих праздников.

Господь Вседержитель владеет временем, серединой, концом и началом всех вещей. Образ Преполовения как середины Пентикостариона[7] используется в каноне. Надо лишь внимательно вслушаться в тропари:

 

Преполовение всех и конец имеяй, / и начала, яко безначален, обдержай, / стал еси посреде вопия: / Божественных, богомудрии, приидите, даров насладитеся (1-й канон, 4-я песнь, 2-й тропарь).

В этот день мы всё ещё продолжаем радоваться Воскресению Христову, но вместе с тем уже начинаем ожидать схождения Святого Духа.

 

Приближися Божественнаго изобильное излитие на всех, / якоже написася, Духа: предузаконение проповедует преполовившееся, / по Христове смерти и погребении и Воскресении, / от Него данну сущу учеником, неложному обещанию, / Утешителево показующу явление (3-я стихира на «Господи, воззвах...»).

Преполовение Пятдесятницы наста днесь, / отсюду Божественныя убо Пасхи, / Божественнейшею светлостию озарившееся, / отонудуже Утешителевою благодатию сияющее (1-й канон, 6-я песнь, 1-й тропарь).

 

Современный богослов-литургист Митрополит Иерофей (Влахос) ставит праздник Преполовения на одну ступень с Пасхой и Пятидесятницей

 

и проводит аналогию между этими тремя православными праздниками и тремя важнейшими праздниками Ветхого Завета (Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей). В своей речи «Премудрость Божия»[8], произнесённой в 2012 году в день Преполовения Пятидесятницы в престольный праздник храма Святой Софии в Левкосии митр. Иерофей обратил внимание на фрагмент из Евангелия, читаемого на Литургии праздника (Ин. 7, 15–17).

 

И# дивлsхусz їудeє, глаг0люще: кaкw сeй кни6ги вёсть не ўчи1всz;

TвэщA (u5бо) и5мъ ї}съ и3 речE: моE ў§ніе нёсть моE, но послaвшагw мS:

ѓще кто2 х0щетъ в0лю є3гw2 тв0рити, разумёетъ њ ў§ніи, к0е t бGа є4сть, и3ли2 ѓзъ t себє2 гlю.

Слушая на богослужении этот Евангельский текст, мы понимаем, что Христос есть Премудрость Божия, и Он не имеет связи с мудростью человеческой. Праздник Преполовения имеет свои паремии на великой вечерне. Третья паремия (Притч. 9, 1–11) повествует о пире Премудрости. И далее, во многих песнопениях Преполовения Пятидесятницы, Христос прославляется как Премудрость Божия.

 

Премудрость, правда, Господи, / и избавление у Бога Ты был еси нам, / от земли к небесной преводя высоте, / и Дух Божественный даруя (1-й канон, 1-я песнь, 3-й тропарь).

Премудрость Божия, преполовившуся празднику, якоже писано есть, / во святилищи предста и учаше, / яко воистинну Сей бяше Мессиа Христос, Имже спасение (2-й канон, 8-я песнь, 3-й тропарь).

 

Вообще, второй канон Праздника Преполовения Пятидесятницы, написанный Андреем Критским, повествует нам о чудесах Христа[9], что прославляет Сына Божия — Вторую Ипостась — как Премудрость.

Премудрость связана и с темой Преполовения — образ «воды живой».

 

Хлебы благословил еси, рыбы умножил еси, непостижимый Боже, / и люди насытил еси независтно, / и источник приснотекущий, премудрость, жаждущим обещал еси. / Ты еси Спас Бог наш, / давый живот верующим во имя Твое (2-й канон, 1-я песнь, 4-й тропарь).

Чашу имеяй неистощимых даров, / даждь ми почерпсти воду во оставление грехов, / яко содержимь есмь жаждею, Благоутробне едине Щедре (эксапостиларий).

 

Эти дары мы можем принять только в Церкви, где действует Дух Святой, схождение Которого мы и ожидаем в праздник Пятидесятницы.


[1] Чужде матерем девство, / и странно девам деторождение: / на Тебе Богородице, обоя устроишася. / Тем Тя вся племена земная / непрестанно величаем.

[2] Море огустил еси, / погрузивый со оружием гордаго фараона, / и люди спасл еси немокренно Господи, / и ввел еси я в гору святыни, вопиющия: / поим Тебе Богу нашему песнь победную, яко прославися.

[3] Иерофей (Влахос), митр. Навпакта. Господские праздники / Пер. с новогреч. Д. Гоцкалюк. Симферополь: Таврия, 2002.

[4] Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1. https://sedmitza.ru/lib/text/4600129/

[5] Liddell H. G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 944.

[6] Блаженного Петра Хрисолога, сиречь, Златослова, архиепископа Равенны, поучительные слова на два тома разделенныя / Пер. Ириней Клементьевский. М.: Синодальная тип., 1822.

[7] ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ https://glt.goarch.org/texts/Pen/p31.html 

[8] Ieroqέoς (Βλάχος), μητρ. Ναυπάκτου. Η τού Θεού Σοφία.

[9] Претворение воды в вино на браке, превращение воды в кровь:

Чудо показал еси, воду в вино прешедшую, / во Египте реки преложивый, Владыко, в кровь, / и мертвыя воскресил еси, знамение сие второе скончав. / Слава, Спасе, несказанному Твоему совету: / слава истощанию Твоему, имже обновил еси нас (2-й канон, 1-я песнь, 2-й тропарь).