ФЛОРИЛЕГИЙ «пророчество Каиафы»
Первосвященник Каифа — тот, кто, по сути дела, настаивал на смертном приговоре Христу Спасителю (в традициях законнических представлений саддукеев о возмездии) — произнёс таинственное пророчество, хоть был далеко не святым человеком. Текст этого пророчества передает евангелист Иоанн (Ин. 18, 14), а также его расширенное понимание — применительно ко всем народам земли, а не только к иудейскому народу. «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь нард погиб» (Ин. 11, 50)[1].
В святоотеческой традиции пророчество Каиафы понималось как истинное, а относительно характера пророчества делались разные предположения:
- пророчество было произнесено Духом Святым;
- пророчество осуществилось демонической силой.
В связи с этими пониманиями сам Каиафа рассматривался больше как нейтральное лицо по отношению к Спасителю или как Его противник. В любом случае пророчество Каиафы вызывало немалое недоумение — ведь пророчествовать может по определению святой человек, а грешник — только в порядке исключения.
Святые отцы и христианские писатели не могли не обратить своё внимание на факт такого необычного и в контексте всей библейской истории пророчества несвятого человека — судии Христа Спасителя, ведшего допрос Иисуса у себя дома перед допросом у Пилата. В целом они помещали данное необычное пророчество в контекст аналогичных Ветхозаветных прецедентов: пророчество Саула («неужели и Саул во пророцех?» —1 Цар. 10, 11), Валаама и других несвятых людей, включая отроков фараона, которые сами того не понимая или не заслуживая, говорили о будущем. При этом они обращали особое внимание на то, что сам Каиафа не имел благодати Святого Духа и в отличие от ветхозаветных пророков не был святым.
Такая констатация хорошо заметна на фоне контраста: как саддукей Каиафа должен был не признавать бессмертия души и вечной жизни, опираясь на Пятикнижие Моисея и отвергая пророческие книги с прозрениями о грядущем бессмертии.
1
Свт. Григорий Нисский. Против Евномия 3, 2, 86
«Поэтому устами противоборствующих и не знающих, что говорят, провозглашается слово благочестия; как и от Каиафы было провозглашено спасительное страдание Господне за нас, не знавшего, что говорит».
(GREGORIUSNYSSENUS. ContraEunomium 3, 2, 86:4–7.
διὰ τοῦτο τῷ στόματι τῶν ἀντικειμένων καὶ μὴ
εἰδότων ἃ λέγουσιν ὁ τῆς εὐσεβείας ἀνακηρύσσεται λόγος·
καθάπερ καὶ ὑπὸ τοῦ Καϊάφα τὸ σωτήριον ὑπὲρ ἡμῶν τοῦ
κυρίου πάθος προηγόρευτο, οὐκ εἰδότος ὃ λέγει).
2
Свт. Василий Великий. Повествование на пророка Исаию [Dub.] p, 4
«Итак, как и Фараон и Навуходоносор? Поскольку о мирских вещах власть имущим подобало предвидеть, чтобы им было проявлено доверие. Но как пророчествует и Валаам, и Каиафа? Поскольку они имели повинующихся себе, второй — как архиерей, а первый — как чародей. Ибо у них не было ни чистоты души, ни яркости ума, созерцающего Бога и приобретающего от этого созерцания силу, но по икономии в них слово…»
(BASILIUS Caesariensis. Enarratio in prophetam Isaiam [Dub.] p, 4 line 12
Πῶς οὖν καὶ Φαραὼ, καὶ Ναβουχοδονόσορ; Ὅτι περὶ
τῶν κοσμικῶν καταστάσεων τοὺς κρατοῦντας ἔδει προβλέ- (10)
πειν, ἵνα πιστεύηται. Πῶς δὲ καὶ Βαλαὰμ προφητεύει καὶ
Καϊάφας; Ὅτι κἀκεῖνοι τοὺς πειθομένους εἶχον· καὶ ὁ μὲν @1
ὡς ἀρχιερεὺς, ὁ δὲ ὡς μάντις. —Οὐ γὰρ ψυχῆς καθαρότης
ἐνταῦθα, οὐδὲ διαύγεια νοῦ ἐνορῶντος Θεὸν, καὶ τὴν ἐκεῖθεν
δύναμιν ἐπισπῶντος· ἀλλ’ οἰκονομικῶς ἐν αὐτοῖς ὁ λόγος…)
3
Свт. Василий Великий. Повествование на пророка Исаию [Dub.] 7, 200
«Ахаз же так получил пророчество о грядущих событиях, как Лаван, как Авимелех, как Навуходоносор, как Фараон, как Каифа в конце, не в силу достоинства жизни, сколько через доверие, присущее ему от его внешнего звания».
(BASILIUS Caesariensis. Enarratio in prophetam Isaiam [Dub.] 7, 200:15-18.
Ἀχὰζ δὲ οὕτως ἐδέξατο τὴν περὶ τῶν ἐσομένων προφη- (15)
τείαν, ὡς Λάβαν, ὡς Ἀβιμέλεχ, ὡς Ναβουχοδονόσορ, ὡς Φα-
ραὼ, ὡς Καϊάφας τὸ τελευταῖον, οὐ διὰ τὴν τοῦ βίου ἀξίαν,
ὅσον διὰ τὴν ἐκ τοῦ ἀξιώματος προσοῦσαν αὐτῷ ἀξιοπιστίαν).
4
Апостольские постановления 8, 2
«Мы прибавляем следующее к слову, что ни всякий пророчествующий преподобный, также как ни всякий изгоняющий демонов — святой. Ведь и Валаам и Веор, жрец, пророчествовал, будучи нечестивым, и Каиафа, лжеименный архиерей, а многое и диавол предсказывает и находящиеся вокруг него демоны, но несмотря на это у них нет искры благочестия, ибо они упорны в неведении через добровольное зломыслие».
(Constitutiones apostolorum (fort. compilatore Juliano Ariano) 8, 2:1-7.
- (2) Ἐκεῖνο δὲ προστίθεμεν τῷ λόγῳ, ὅτι οὔτε πᾶς ὁ
προφητεύων ὅσιος οὔτε πᾶς ὁ δαίμονας ἐλαύνων ἅγιος. Καὶ
γὰρ καὶ Βαλαὰμ ὁ τοῦ Βεὼρ ὁ μάντις προεφήτευσεν δυσσεβὴς
ὢν καὶ Καϊάφας ὁ ψευδώνυμος ἀρχιερεύς, πολλὰ δὲ καὶ ὁ @1
διάβολος προλέγει καὶ οἱ ἀμφ’ αὐτὸν δαίμονες καὶ οὐ παρὰ (5)
τοῦτο μέτεστιν αὐτοῖς εὐσεβείας σπινθήρ, ἀγνοίᾳ γάρ εἰσιν
πεπιεσμένοι δι’ ἑκούσιον κακόνοιαν).
5
Евагрий. Гностик 21
«Не подвергни аллегорическому толкованию слова ложных лиц, и не взыскуй нечто духовное в них, если не по домостроительству Бог стал действовать, как с Валаамом и Каиафой, чтобы один о рождении, а другой о смерти Спасителя нашего предсказал».
(EVAGRIUS. Gnosticus (fragmentaGraeca) 21:1–4
(21) Τοὺς τῶν ψεκτῶν προσώπων λόγους οὐκ ἀλληγορήσεις, οὐδὲ
ζητήσεις τι πνευματικὸν ἐν αὐτοῖς, πλὴν εἰ μὴ δι’ οἰκονομίαν ὁ
Θεὸς ἐνήργησεν, ὡς ἐν τῷ Βαλαὰμ καὶ Καϊάφᾳ, ἵνα ὁ μὲν
περὶ γενέσεως, ὁ δὲ περὶ θανάτου τοῦ Σωτῆρος ἡμῶν προείπῃ).
6
Сократ Схоластик. Церковная история 5, 17
«Не скажет ли кто-нибудь, что Слово Божие действовало среди египетских жрецов, как при Валааме и при Каиафе? Ибо и они невольно пророчествовали о благих вещах».
(SOCRATESScholasticus. Historia ecclesiastica5, 17:35–38.
- Εἰμὴ ἄρα τις λέγοι (35)
ἐνηργηκέναι τὸν τοῦ Θεοῦ λόγον εἰς τοὺς Αἰγυπτίων ἱερεῖς
ὥσπερ ἐπὶ τοῦ Βαλαὰμ καὶ ἐπὶ τοῦ Καϊάφα· καὶ γὰρ
ἐκεῖνοι ἄκοντες περὶ τῶν ἀγαθῶν προεφήτευσαν).
7
Свт. Иоанн Златоуст. На 1-е послание Коринфянам // PG. 61. Col. 69.
«Ибо на Валаама воздействовал Бог и Фараону будущее открыл, и Навуходоносору, и Каиафа пророчествовал, не зная, что говорил; и некоторые другие демонов изгоняли Его именем, не будучи с Ним, поскольку это происходило не ради совершающих сие, но ради других. Ибо часто это происходило и через недостойных. И что же ты удивляешься, если это происходит через мужей недостойных ради других, как и ради святых?»
(JOANNES CHRYSOSTOMUS. In epistulam i ad Corinthios (homiliae 1-44) //PG. 61. Col. 69:5–13.
Καὶ γὰρ τῷ Βαλαὰμ ἐνήργη-
σεν ὁ Θεὸς, καὶ τῷ Φαραὼ τὰ μέλλοντα ἀπεκάλυψε,
καὶ τῷ Ναβουχοδονόσορ, καὶ Καϊάφας προεφήτευσε,
οὐκ εἰδὼς ἃ ἔλεγε· καὶ ἕτεροι δέ τινες δαιμόνια ἐξ-
έβαλον τῷ αὐτοῦ ὀνόματι, οὐκ ὄντες μετ’ αὐτοῦ,
ἐπειδὴ οὐ διὰ τοὺς ποιοῦντας ταῦτα γίνεται, ἀλλὰ δι’
ἑτέρους. Πολλάκις δὲ καὶ δι’ ἀναξίων ταῦτα ἐγίνετο.
Καὶ τί θαυμάζεις, εἰ ἐπὶ ἀνδρῶν ἀναξίων δι’ ἑτέρους
ταῦτα γίνεται, ὅπου γε καὶ δι’ ἁγίων;)