Флорилегий о смерти как о переходе в вечность

Опубликовано: 03.05.2022

ФЛОРИЛЕГИЙ

О смерти как о переходе в вечность

Дорогие читатели! На Радоницу Церковь впервые после Светлого Христова Воскресения поминает усопших. Смерть — это повод не только для скорби и плача, но и для духовной радости. Мы, преисполненные пасхальной радости, утверждаем, что смерти нет. Как святые отцы учили о смерти? Как они утешали тех, кто лишился близких?

В христианской святоотеческой письменности есть характерный мотив — указывать на то, что смерть — это не исчезновение, а переход к лучшему. По примеру Воскресшего Христа Спасителя, который осуществил Пасху —переход от смерти к  жизни, — все святые должны пройти аналогичным путем. Поскольку все христиане призываются достичь идеала святости, а окончательное суждение об итогах жизненного пути будет вынесено на Страшном Суде, то данный подход может применяться и действительно применяется шире — надежда всех умерших на достижение совоскресения через сострадание Христу Спасителю.

Итак, смерть — это сон, переход, приобщение лучшему… Данная констатация является глубоким духовно-назидательным образом, не отменяющим реальность смерти как таковой, но позволяющим получить подлинное утешение через веру в грядущее «общее» и «более всецелое воскресение» (по выражению прп. Мелетия Галисиота) с уверенностью в приобщении полноте блаженства сразу по смерти (согласно аскетико-мистическому учению прп. Никиты Стифата). «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение», — восклицал апостол Павел (Фил. 1, 21).

Для скорбящего о кончине близких важно осознать «призрачность» смерти перед лицом вечности. Безусловно, для близких расставание —  это нечто грустное. Но, провожая наших усопших, мы горячо молимся о тех, кто дорог нашим сердцам, уповаем на Божие милосердие. В Апостоле, который Святая Церковь установила читать на погребение, слышим: «Не скорбите, как прочие, не имущие упования» (1 Фес. 4, 13). Православные христиане имеют упование на воскресение мертвых. Самое главное —это не то, сколько времени проживет человек на земле, а как он проживет короткое или продолжительное время своей жизни, чтобы раньше или позже оказаться в обетованной вечности. Радоница — это пасхально-радостный помин усопших, потому что мы верим, что Христос Своею смертью попрал смерть.

 

Свт. Григорий Нисский о смерти прп. Ефрема Сирина

«Для других людей смерть – считается причиной слез о том, чего нет. А для святых она оказывается источником радости и праздника, потому что это не смерть, а более переселение и переход к лучшему».

(Gregorius Nyssenus. In sanctum Ephraem // PG. 46. Col. 848:48 – 53.

Ἐπὶ μὲν γὰρ τῶν ἄλλων ἀν- 
θρώπων, ὁ θάνατος αἴτιος δακρύων τοῖς περιλειπο- 
μένοις γνωρίζεται· ἐπὶ δὲ τῶν ἁγίων, εὐφροσύνης
καὶ πανηγύρεως καθίσταται πρόξενος· ὅτι οὐ θάνα-
τος ὁ τοιοῦτος, ἀλλὰ μετάστασις μᾶλλον καὶ πρὸς τὰ 
κρείττω μετάβασις).

 

Свт. Иоанн Златоуст в утешение вдове:

«Ибо эта смерть не смерть, но удаление и переселение некое от худшего к лучшему, от земли на небо, от людей к ангелам и архангелам и к Владыке ангелов и архангелов»

(Joannes Chrysostomus. Ad viduam juniorem. L. 161–165.

Οὐ γὰρ θάνατος ὁ 
θάνατος οὗτος, ἀλλ’ ἀποδημία καὶ μετάστασίς τις ἀπὸ τῶν 
χειρόνων ἐπὶ τὰ βελτίω, ἀπὸ τῆς γῆς πρὸς τὸν οὐρανόν, ἀπὸ
τῶν ἀνθρώπων πρὸς ἀγγέλους καὶ ἀρχαγγέλους καὶ τὸν τῶν
ἀγγέλων καὶ ἀρχαγγέλων Δεσπότην).

 

Свт. Иоанн Златоуст о смерти богатого и бедного:

«Смерть богатого – смерть и гроб, а смерть бедного — удаление и переселение к лучшему, и от преткновения к награде путь, от моря – к гавани, от ополчения – к трофею, от потов – к венцу».

(Joannes Chrysostomus. De Lazaro (homiliae 1-7) // PG. 48. Col. 1034:46–52.

Τοῦ μὲν 
γὰρ πλουσίου ὁ θάνατος θάνατος καὶ τάφος, τοῦ δὲ 
πένητος ὁ θάνατος ἀποδημία, καὶ πρὸς τὰ βελτίω 
μετάστασις, καὶ ἀπὸ τοῦ σκάμματος ἐπὶ τὰ βραβεῖα
ὁ δρόμος, ἀπὸ τοῦ πελάγους ἐπὶ τὸν λιμένα, ἀπὸ τῆς
παρατάξεως ἐπὶ τὸ τρόπαιον, ἀπὸ τῶν ἱδρώτων ἐπὶ 
τὸν στέφανον).

 

Свт. Иоанн Златоуст:

«Смерть есть ничто иное как сон, удаление, переселение, упокоение, благоотишная заводь, и освобождение от смятения, и свобода от житейских забот».

(Joannes Chrysostomus. Ad populum Antiochenum (homiliae 1-21) // PG. 49. Col. 92:33–36.

Οὐδὲν γὰρ ἕτερόν ἐστιν ὁ θάνατος,
ἀλλ’ ἢ ὕπνος, καὶ ἀποδημία, καὶ μετάστασις, καὶ ἀνά- 
παυσις, καὶ λιμὴν εὔδιος, καὶ ταραχῆς ἀπαλλαγὴ, καὶ
βιωτικῶν ἐλευθερία φροντίδων).

 

Свт. Иоанн Златоуст:

«…смерть мучеников не есть смерть, но начало лучшей жизни и преддверие более духовного жительства, и переселение от меньшего к лучшему».

(Joannes Chrysostomus.  De sancto hieromartyre Babyla // PG. 50. Col. 529:34–38.

…ἀλλ’ ἵνα σὺ μάθῃς ὁ ἄπιστος, ὅτι
θάνατος μαρτύρων οὐκ ἔστι θάνατος, ἀλλὰ ζωῆς
βελτίονος ἀρχὴ καὶ πολιτείας πνευματικωτέρας προοί-
μια, καὶ μετάστασις ἀπὸ τῶν ἐλαττόνων πρὸς τὰ
βελτίω).

 

Свт. Иоанн Златоуст о последствиях Воскресения Христа:

«…новое и чуждое жительство в нашу жизнь ввел (Человеколюбец Владыка): ибо вместо смерти успением и сном называется переселение отсюда».

(Joannes Chrysostomus. In sanctum pascha // PG. 52. Col. 767:24–27.

…καὶ καινὴν καὶ ξένην πολι- 
τείαν εἰς τὸν βίον εἰσήγαγε τὸν ἡμέτερον· ἀντὶ γὰρ
θανάτου λοιπὸν κοίμησις καὶ ὕπνος λέγεται ἡ ἐντεῦθεν
μετάστασις). 

 

Свт. Иоанн Златоуст о последствиях Воскресения Спасителя:

«Это не смерть, но сон и удаление и переселение от худшего к лучшему. Ибо смерть Владыки даровала нам нетление, и, спустившись во ад, он уничтожил его средоточие, сокрушил его крепость…»

(Joannes Chrysostomus. In Genesim (homiliae 1-67)// PG. 54. Col. 416:13–17.

Οὐδὲ γὰρ θάνατός ἐστι λοιπὸν, ἀλλ’ ὕπνος 
καὶ ἀποδημία, καὶ μετάστασις ἀπὸ τῶν χειρόνων ἐπὶ τὰ
βελτίω. Ὁ γὰρ θάνατος τοῦ Δεσπότου τὴν ἀθανασίαν
ἡμῖν ἐδωρήσατο, καὶ κατελθὼν εἰς τὸν ᾅδην ἐξέλυσεν 
αὐτοῦ τὰ νεῦρα, καὶ τὴν ἰσχὺν αὐτοῦ καθεῖλε·…)

 

Свт. Иоанн Златоуст (Пс.-):

«…смерть для правильно живших есть переселение к лучшему, и удаление к прекрасному, и путь к венцам».

(Joannes Chrysostomus. Eclogae i-xlviii ex diversis homiliis [Sp.] // PG. 63. Col.  803:1–4.

(οἶδε γὰρ, ὅτι 
θάνατος τοῖς ὀρθῶς βεβιωκόσι μετάστασίς ἐστιν ἐπὶ 
τὰ βελτίω, καὶ ἀποδημία πρὸς τὰ ἀμείνω, καὶ δρό- 
μος πρὸς τοὺς στεφάνους).

 

Свт. Иоанн Златоуст (Пс.-) в утешение матери, потерявшей ребенка:

«Но ты потеряла дитя? Не потеряла, не говори: это сон, а не смерть, переселение, не погибель, удаление от несовершенного к лучшему».

(Joannes Chrysostomus. Eclogae i-xlviii ex diversis homiliis [Sp.] // PG. 63. Col. 889:28–31.

Ἀλλὰ παιδίον ἀπώλεσας; Οὐκ ἀπ- 
ώλεσας, μὴ λέγε· ὕπνος τὸ πρᾶγμά ἐστιν, οὐ θάνατος,
μετάστασις, οὐκ ἀπώλεια, ἀποδημία ἀπὸ τῶν ἐλατ-
τόνων ἐπὶ τὰ βελτίω).

 

Хрисипп. Похвала святому Феодору

«Ибо это ярчайшим образом подтверждает, что смерть святых не является больше смертью, но переселением в жизнь, лучшую здешней».

(Chrysippus. Encomium in sanctum Theodorum // P. 58:3–4.

Τοῦτο γάρ, τοῦτο καὶ ἐμφανέστατα βεβαιοῖ τὸν τῶν ἁγίων θάνατον μὴ
θάνατον εἶναι μᾶλλον, ἀλλὰ μετάστασιν εἰς ζωὴν τῆς ἐνθάδε βελτίονα).

 

Василий Селевкийский. Гомилия на Вознесение Господне

«…и тленную природу стал учить (Господь Иисус Христос) принять границы бессмертия, и потому она стала учиться препятствовать пути господствовавшей до этого смерти, и переселение Праведного стало остановкой смерти».

(Basilius Seleuciensis. Homilia in assumptionem Domini // PG. 28. Col. 1096:41–44.

…καὶ θνη-
τὴν φύσιν ἐδίδασκεν ὅρους ἀθανασίας ἐκδέχεσθαι, καὶ
τέως θανάτου δρόμον ἐμάνθανεν ἐμποδίζεσθαι·
καὶ ἡ τοῦ δικαίου μετάστασις, θανάτου στάσις ἐγίνετο).

 

Прп. Варсонофий и Иоанн:

«Не печалься, брат, ибо смерть вне грехов не есть смерть, но переход от печали к упокоению, от мрака к невыразимому свету и в жизнь вечную. Говорит же тебе, повторяя слова Бога, Василий Великий: Прощаются тебе все грехи твои, предварительно по молитвам и просьбам святых и ради веру в Него. Да даст тебе терпение до конца».

(Barsanuphius, Joannes. Quaestionesetresponsiones (Epistulae 1-223). 218:6–12 (по SC) [Отв. 145 по переводу МДА].

  Μὴ λυπηθῇς ἀδελφέ, ὁ γὰρ ἐκτὸς ἁμαρτιῶν θάνατος οὐκ
ἔστι θάνατος, ἀλλὰ μετάβασις ἀπὸ θλίψεως εἰς ἀνάπαυσιν,
ἀπὸ τοῦ σκότους εἰς τὸ ἀνεκλάλητον φῶς καὶ εἰς τὴν ζωὴν
τὴν αἰώνιον. Λέγει δέ σοι ὁ Θεός, ὁ μέγας Βασιλεύς·
«Ἀφέωνταί σοι πᾶσαι αἱ ἁμαρτίαι σου», προηγουμένως διὰ
τῶν εὐχῶν καὶ δεήσεων τῶν ἁγίων καὶ διὰ τὴν σὴν εἰς αὐτὸν
πίστιν. Δώῃ σοι τὴν ὑπομονὴν ἕως τέλους).

 

Аммоний. Фрагменты на Иоанна

«Господь предведал страдание, поэтому было сказано, что Он добровольно пришел пострадать: ибо Он недобровольно не претерпел бы столь позорную смерть. Часом называет праздник Пасхи, в который Он пострадал, переходом называет смерть Его».

(Ammonius. Fragmenta in Joannem (in catenis) Fr. 441:1–3.
(441) Jo 13, 1
  Προῄδει τὸ πάθος, διὸ λεκτέον, ὅτι ἑκὼν ἦλθεν εἰς τὸ παθεῖν· οὐ γὰρ
ἂν ἄκων ὑπέμενεν τὸν οὕτως ἐφύβριστον θάνατον. ὥραν λέγει τὴν τοῦ πάσχα 
ἑορτήν, καθ’ ἣν πέπονθε, μετάβασιν λέγει τὸν θάνατον αὐτοῦ).

 

Катены на евангелиста Иоанна

«Сказав: Куда Я иду, вы не можете прийти, показывает, что Его смерть есть и лучшее перемещение в место, не принимающее тленные тела; и иудеям вселяя страх, а у учеников пылкое рачение возжигая, Он это говорил…»

(Catenae (Novum Testamentum). Catena in Joannem (catena integra) (e codd. Paris. Coislin. 23 + Oxon. Bodl. Auct. T.1.4) //  P. 343:30–34.

  Διὰ δὲ τοῦ εἰπεῖν, ὅπου ἐγὼ ὑπάγω, ὑμεῖς οὐ δύνασθε ἐλθεῖν,”
δείκνυσιν ὅτι ὁ θάνατος αὐτοῦ μετάστασίς ἐστι καὶ μετάθεσις 
ἀμείνων εἰς τόπον σώματα οὐ δεχόμενον φθαρτά· καὶ τοῖς μὲν 
Ἰουδαίοις τὸν φόβον, τοῖς δὲ μαθηταῖς τὸν πόθον ἐξάπτων, ταῦτα 
ἔλεγε…).

 

Евстратий, пресвитер. О положении душ после смерти

«Не плакать о них, но также подобает радоваться, ибо эта смерть не смерть, но удаление и переселение некое от худшего к лучшему, от земли на небо, от людей к ангелам и к Владыке архангелов».

(Eustratius presbyter. De statu animarum post mortem L. 1514–1518.

Οὐ πενθεῖν ὑπὲρ
τούτων ἀλλὰ καὶ χαίρειν δεῖ· οὐ γὰρ θάνατος οὗτος ὁ θάνα-
τος, ἀλλ’ ἀποδημία καὶ μετάστασίς τις ἀπὸ τῶν χειρόνων ἐπὶ
τὰ βελτίω, ἀπὸ τῆς γῆς εἰς τὸν οὐρανόν, ἀπὸ τῶν ἀνθρώπων
πρὸς τοὺς ἀγγέλους καὶ τὸν τῶν ἀρχαγγέλων δεσπότην).

 

Прп. Иоанн Дамаскин. Первое слово на Успение Богородицы

«Посему мы назовем твое священное преставление не смертью, а Успением или удалением или пребыванием, как правильнее сказать».

(Joannes Damascenus. Oratio prima in dormitionem sanctae Dei genitricis Mariae 10:38–39.

Ἐντεῦθεν οὐ θάνατον τὴν ἱεράν σου μετάστασιν
λέξομεν, ἀλλὰ κοίμησιν ἢ ἐκδημίαν ἢ ἐνδημίαν εἰπεῖν οἰκειότερον).

 

Блж. Феофилакт Болгарский

«Переходом именуется смерть Христова благодаря возвышению от Воскресения».

(Theophylactus. Enarrationes in evangelia 4. Col. 145:14–16.

Μετάβασιν
δὲ ὀνομάζει τὸν θάνατον τοῦ Χριστοῦ διὰ τὴν ἐξ
ἀναστάσεως ἀνάληψιν). 

 

Игумен Дионисий (Шлёнов)