Флорилегий о горнем рождении (согласно Ин. 3.3)
Сегодня в четверг Светлой седмицы читается Евангельское чтение от Иоанна с таинственной беседой Христа Спасителя с Никодимом. В ответ на обращение Никодима:
«Равви́! мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3, 2).
(ῥαββί οἴδαμεν ὅτι ἀπὸ θεοῦ ἐλήλυθας διδάσκαλος οὐδεὶς γὰρ δύναται ταῦτα τὰ σημεῖα ποιεῖν ἃ σὺ ποιεῖς ἐὰν μὴ ᾖ ὁ θεὸς μετ᾿ αὐτοῦ)
Христос Спаситель сказал:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
И далее:
«Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 3–5).
(ἀπεκρίθη Ἰησοῦς καὶ εἶπεν αὐτῷ ἀμὴν ἀμὴν λέγω σοι ἐὰν μή τις γεννηθῇ ἄνωθεν οὐ δύναται ἰδεῖν τὴν βασιλείαν τοῦ θεοῦ
λέγει πρὸς αὐτὸν ὁ Νικόδημος πῶς δύναται ἄνθρωπος γεννηθῆναι γέρων ὤν μὴ δύναται εἰς τὴν κοιλίαν τῆς μητρὸς αὐτοῦ δεύτερον εἰσελθεῖν καὶ γεννηθῆναι
ἀπεκρίθη Ἰησοῦς ἀμὴν ἀμὴν λέγω σοι ἐὰν μή τις γεννηθῇ ἐξ ὕδατος καὶ πνεύματος οὐ δύναται εἰσελθεῖν εἰς τὴν βασιλείαν τοῦ θεοῦ).
Данный диалог будет продолжаться, но нам достаточно обратить внимание на то, как Святые отцы понимали слова о рождении свыше. Данные слова понимались в нескольких смыслах:
- Крещение водой и Духом.
- Аскетическая жизнь.
- Точное знание догматов Церкви.
- Боговидение и богосозерцание.
- Благодатная жизнь в Боге.
- Второе крещение слезами покаяния.
Это не полный, но достаточно выразительный перечень духовных интерпретаций, свойственных созерцательному методу Святых отцов.
На основании Ин. 3, 3 свт. Григорий Нисский понимает под крещением свыше крещение христианина, которое не должно откладывать, но быстрее совершить. «Предпочтительнее удостоившемуся спасительного омовения от избранных зол оказаться снова во грехе, нежели непричастному благодати завершить свою жизнь».
Свт. Василий Великий ставит стих: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» в один ряд с другими евангельскими стихами о достижении Царствия Божия, включая стихи блаженств. Без передачи имения бедным, милостыни, претерпения гонения за правду, рождения свыше в Царствие Божие не вступить. Таким образом, он понимает рождение свыше как одну из аскетических добродетелей.
Свт. Иоанн Златоуст понимает под рождением свыше получение в качестве откровения догматической точности: «Если ты не родишься свыше, и не получишь точности догматов, блуждаешь где-то во вне и находишься далеко от Царствия Небесного».
В другом месте свт. Иоанн Златоуст пишет о необходимости опыта духовного видения и созерцания:
«Ибо так не родившийся не может увидеть Царствие Божие: здесь (Христос) показывает Себя, и открывает, что оно не есть только видимое (телесными очами), но нам необходимы другие очи, чтобы видеть Христа».
В Макариевском корпусе дается «горним рождением» именуется благодатная жизнь в Боге: «Горнее рождение от Бога есть жизнь. Ибо без него невозможно жить душе… Так что снова те, кто веруют Господу и молятся, удостаиваются этого рождения, доставляют радость и великое ликование на небесах родившим родителям».
Лев Хиросфакт писал: «Свыше, то есть с неба. Почему два, а не только Дух оказался достаточным для совершения Крещения? Составной человек, не простой, как мы точно знаем; и поэтому двойному и пребывающему в сочетании сродные и подобные лекарства для уврачевания были предоставлены: для зримого тела — чувственная вода; а для невидимой души — незримый Дух, верою призываемый, неизреченно случающийся. А вода служит для указания на чистоту…».
Прп. Симеон Новый Богослов понимает слова о горнем рождении как указывающие на второе крещение слезами. В «ночи прегрешений» Бог становится «малым светом». «И тогда внезапно человек, прозревая и созерцая природу сущих, как никогда ее не видел, удивляется и безболезненно самопроизвольно изливает слезы, которыми он очищается и крестится вторым крещением, тем крещением, о котором говорит в Евангелиях Господь: “Если кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие”. И снова: “Если кто не родится свыше”, — свыше сказав, указал на рождение от Духа».
Флорилегий о горнем рождении
Свт. Григорий Нисский: «Первородный из мертвых стал начатком умерших, чтобы привести всякую плоть к воскресению, и желая, чтобы мы через горнее рождение водою и духом стали сынами дня и сынами света…».
Свт. Григорий Нисский: «…через горнее рождение наша природа становится из тленной нетленной, обновляемая из ветхого человека по образу Создавшего в начале боговидное подобие».
Свт. Григорий Нисский: «…и человек творится иной, обновляемый через горнее рождение по образу создавшего его, и природа светил становится другой, о которых Господь говорит: Вы есте свет мира…».
Свт. Григорий Нисский: «Если не к нетварной природе, но к сродному и порабощенному дольнему творению будет приводить себя человек, он не сподобился горнего рождения. Ибо в Евангелии говорится, что рождение спасаемых является горним».
Cвт. Василий Великий: «И подобно тому, как солнце, сияет телам, которые разнообразно ему приобщаются, ни в чем не умаляется от приобщающихся, так и Дух, всем предоставляя Свою благодать, остаётся неумалённым и нераздельным. Всех озаряет для постижения Бога, вдохновляет пророков, умудряет законодателей, совершенствует священников, укрепляет царей, подготавливает праведников, украшает целомудренных, совершает дарования исцелений, оживотворяет мёртвых, освобождает узников, усыновляет отчужденных. Это делает через горнее рождение. Если получит уверовавшего мытаря, показывает евангелистом; если в рыбаке оказывается, делает богословом; если находит покаявшегося гонителя, делает апостолом язычников, вестником веры, сосудом избранным. Через Духа немощные — сильные; бедные обогащаются; простецы в слове оказываются мудрее мудрецов».
Макариевский корпус: «О горнем рождении от Духа… установил… труд и подвиг и путь с большим терпением самовластным произволением человека согласно сказанному Господом: “Подвизайтесь вступить узкими вратами”».
Прп. Максим Исповедник: «Богословию научает воплотившийся Бог Слово, как показавший в Себе Отца и Святого Духа… И сыноположение дает Бог Слово, дарующий вышеприродное Духом в благодати горнее рождение, какового, согласно воле Божией, стража и хранение есть родившихся произволение с любовью и искренним настроением к данной благодати…».
Очевидно, что когда Cвятые отцы и христианские писатели писали о горнем рождении вне прямой экзегезы стихов из диалога Спасителя с Никодимом, они вкладывали в это понятие высокий иносказательный аскетическо-мистический смысл. Люди через добровольное исполнение заповедей Божиих должны получить горнее рождение, получение которого, по сути, эквивалентно достижению святости. Горнее или духовное рождение означает шествие путём обновления. Это не столько младенческое состояние, сколько состояние того, кто духовно преуспел и достиг определённых духовных высот, пребывание на которых надо закрепить с тем, чтобы и далее подниматься узким и совершенным путем восхождения и приближения к Богу.
Игумен Дионисий (Шлёнов)