ФЛОРИЛЕГИЙ «пророчество Каиафы»
Первосвященник Каифа — тот, кто, по сути дела, настаивал на смертном приговоре Христу Спасителю (в традициях законнических представлений саддукеев о возмездии) — произнёс таинственное пророчество, хоть был далеко не святым человеком. Текст этого пророчества передает евангелист Иоанн (Ин. 18, 14), а также его расширенное понимание — применительно ко всем народам земли, а не только к иудейскому народу. «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь нард погиб» (Ин. 11, 50)[1].
Богословие победы в святоотеческой традиции
Νίκη Θεοῦ ἐπὶ πάντας ὑμᾶς(победа Божия (да будет) во всех вас).
Преподобный Феодор Студит [1]
День 9 мая отмечен особой памятью о Победе в Великой Отечественной войне – Великой Победе в чреде других побед нашего Отечества. Как известно, победы основываются не столько на силе оружия, сколько на силе духа. Подобно тому, как внешняя история России неотделима от ее истории внутренней, так и победы в сражениях неотделимы от побед, которые совершались на другом – духовном – фронте борьбы за человеческие души. А победа аскета в духовной брани приводит к постановке вопроса о богословии победы, или о ее духовном смысле, с точки зрения святых людей, которые так или иначе одержали в своей жизни ряд побед и смогли поделиться своими достижениями с другими.
Наместник Андреевского монастыря выступил на межвузовской аспирантской конференции в Московской Духовной Академии
6 мая в Московской духовной академии наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, руководитель аспирантуры Московской духовной академии, профессор игумен Дионисий (Шлёнов) своим приветственным словом открыл межвузовскую аспирантскую конференцию.
В своём выступлении отец Дионисий рассказал о связи понятий «богословие» и «добродетель» в святоотеческой традиции. Ряд святых отцов и христианских писателей учили о богословии как о самой высокой добродетели. Богословие также невозможно достичь без добродетели веры, с которой оно особенно взаимосвязано.
Флорилегий о смерти как о переходе в вечность
ФЛОРИЛЕГИЙ
О смерти как о переходе в вечность
Дорогие читатели! На Радоницу Церковь впервые после Светлого Христова Воскресения поминает усопших. Смерть — это повод не только для скорби и плача, но и для духовной радости. Мы, преисполненные пасхальной радости, утверждаем, что смерти нет. Как святые отцы учили о смерти? Как они утешали тех, кто лишился близких?
Флорилегий о горнем рождении (согласно Ин. 3.3)
Сегодня в четверг Светлой седмицы читается Евангельское чтение от Иоанна с таинственной беседой Христа Спасителя с Никодимом. В ответ на обращение Никодима:
«Равви́! мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3, 2).
(ῥαββί οἴδαμεν ὅτι ἀπὸ θεοῦ ἐλήλυθας διδάσκαλος οὐδεὶς γὰρ δύναται ταῦτα τὰ σημεῖα ποιεῖν ἃ σὺ ποιεῖς ἐὰν μὴ ᾖ ὁ θεὸς μετ᾿ αὐτοῦ)